Экономисты говорят то о 1,5-процентном, то о двухпроцентном росте ВВП, но то, что ниже 4-х процентов – уже стагнация. Сдулся и последний драйвер роста – потребительский спрос. Новогодние распродажи потерпели фиаско, и продавцы рвут на себе волосы, раскаиваясь в своем нежелании снижать торговую наценку. В этой ситуации некоторые депутаты Госдумы продолжают демонстрировать свое инфантильное отношение к миру. Им кажется, что, переименовав предмет, можно чудесным образом изменить его свойства. Именно так – трах-тибидох-бах – и перед нами явление совершенно другого качества. Доходы населения не поспевают за фактической инфляцией? Давайте будем говорить не о зарплатах, а о почасовой оплате труда. Вдруг доходы как-нибудь сами собой повысятся. Но и в плане словотворчества – сплошные разочарования. Подсчитали – прослезились. Если стоимость одного трудочаса оценить минимум в 100 рублей, то половина организаций тотчас закроются или сократят половину сотрудников. Да и как-то некрасиво мы будем выглядеть на фоне стран, где люди образованы не лучше наших, а живут намного достойнее. В Швеции получают в среднем 39 евро в час. В США минималка 7 долларов. Даже в довольно депрессивных Болгарии и Румынии – 3,7 и 4,4 евро соответственно. В России минимальная зар-
плата в пересчете на почасовую чуть меньше доллара, примерно 34 рубля.
Испустив вздох сожаления, законодатели переключились на «золотые парашюты» – суммы денежного вознаграждения, полагающиеся менеджерам компаний и организаций с госучастием при увольнении. Правительство настаивает на предельном размере, не превышающем 6-месячный заработок такого менеджера. Трудовой кодекс говорит о том, что стоимость «парашюта» должна быть не менее 3-х кратного среднемесячного заработка. Любопытные реплики прозвучали от экспертов. По их данным, некоторые руководители компаний, где более 50% акций или долей принадлежат государству, получают аж 3 млн. долларов (не трудно подсчитать их почасовую оплату труда). И ладно бы шла речь о компаниях типа Microsoft или Apple, созданных гениями-одиночками с нуля, в чистом поле. Нет же, основные активы там – государственная собственность.
И на плечи этим труженикам водружают еще «золотые парашюты», наверное, чтобы не куксились? Будут они десятикратными или шестикратными – сути не меняет, потому что размер самих месячных доходов не укладывается в голове.
Это высасывание нектара с сырьевых полей – с одной стороны – и набирающее силу обесценивание рубля – с другой – заставляет законодателей сильнее думать о будущем страны. Что-то действительно надо делать, причем в самое ближайшее время. Двигать часовые стрелки, штрафовать СМИ и чиновников за употребление иностранных выражений, брать дополнительный налог с не служивших в армии, ограничивать количество домашних питомцев в квартирах, придать русской лапте статус национального вида спорта… Такими инициативами радовали нас депутаты различных политических убеждений.
Есть и очень правильные, правительственные законопроекты. Например, повысить штрафы с работодателей за несвоевременную выплату зарплат и сделать прогрессивной шкалу неустойки за каждый день просрочки выплаты. Дело в том, что задолженность по зарплатам в стране опять начала расти – увеличилась на четверть по сравнению с первыми месяцами прошлого года. Оно и понятно – экономику «золотыми парашютами» не умаслишь. Хочешь не хочешь, а придется раздвигать бивалютную корзину до исторического максимума. Как говорил Виктор Степанович Черномырдин: «Отродясь такого не было, и вот опять».