В некоторых отраслях экономики нехватка кадров достигла такой количественной отметки, за которой скрывается реальная угроза выживаемости этих отраслей. Особенно остро стоит проблема преемственности опыта и традиций на предприятиях, занимающихся выпуском изделий декоративно-прикладного творчества.
Здесь требуются специалисты отнюдь не массовых профессий – мастера художественной вышивки и росписи, кружевоплетения, гончарного дела, ювелиры. Сфера подготовки уникальных кадров представлена ограниченным кругом учреждений среднего и высшего профессионального образования. Одним из таких учебных заведений является Рязанский филиал «Высшей школы народных искусств (институт)», учрежденный Министерством образования и науки России.
В стенах института 20 февраля прошел «круглый стол» «Профессиональное образование в декоративно-прикладном искусстве: традиции и современность», который провела заместитель Председателя Правительства области Елена Царева.
Региональный филиал ВШНИ появился в Рязани в 2008 году при содействии Губернатора области. И этот шаг был очень действенным для культуры и образования. Где еще открывать подобные учебные заведения, как не на территориях, вплотную приближенных к местам бытования традиционных народных промыслов? В институте готовят кадры по специальностям декоративно-прикладного творчества со средним специальным и высшим образованием. Выпускают их буквально «поштучно» – такова специфика отрасли. Учиться здесь могут только одаренные дети, имеющие хороший художественный вкус, да и не нужны вышивальщицы и ювелиры на рынке труда в массовых количествах. Так что численность студентов – совсем не тот показатель, к которому должны стремиться подобные учебные заведения. Но именно он, по всей видимости, лег в основу оценки филиала Министерством образования при проведении мониторинга вузов. Рязанский филиал вошел в число учреждений высшего профессионального образования с признаками неэффективности. Очевидно, что стандартный подход в оценке творческих вузов не работает. Практика «усреднения» вообще глубоко порочна и живет только потому, что менее трудоемка. Впрочем, представители министерств, учреждений образования, культуры, муниципалитетов, предприятий собрались за «круглым столом» не для того, чтобы оспаривать критерии, а чтобы найти способы развития института, необходимость которого у регионального правительства сомнений не вызывает. Одно из предложений высказала гость встречи, академик РАО, ректор «Высшей школы народных искусств» Валентина Максимович. Преподаватели института согласны даже на выездные формы работы – проводить занятия непосредственно на предприятиях народных художественных промыслов в районах области. Если, конечно, их директора тоже пойдут навстречу и обеспечат их учебными классами. «От притока молодых специалистов, досконально знающих свое дело и чувствующих запросы покупателей, зависит ассортиментная линейка изделий», – заметила Валентина Максимович. Поэтому сами предприятия заинтересованы в постоянном кадровом пополнении и переобучении, чтобы выйти на потребительские рынки с востребованными изделиями, поддержала ректора зампред Правительства Елена Царева. Руководители предприятий, учреждений культуры высказали свое видение дальнейшего сотрудничества с вузом. Министерство труда и занятости населения предложило помощь в проведении профориентации среди учащихся, министерство образования готово содействовать установлению контактов с иностранными делегациями и заказчиками уникальных изделий.
Рязанский филиал института планирует открыть у себя направление художественной керамики, создать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую лаборатории, чтобы воплощать в материале инновационные замыслы. Общее мнение участников дискуссии – филиал «Высшей школы народных искусств» региону необходим. Ведь традиции и культура гибнут не сами по себе, а потому, что разрывается цепочка передачи знаний и духовного опыта.