В середине сцены – огромный крутящийся глобус на подставке, справа – ступени Конвента, на авансцене – стулья, слева – большая кровать, на которой в зависимости от ситуации меняют покрывало, в глубине – бесконечные штандарты французской армии.
Это мир, в котором обитает Наполеон I Бонапарт, глобус – квинтэссенция его амбиций. Правителя Франции играет любимец рязанской публики заслуженный артист России Александр Зайцев. Очень интересно следить за тем, как думает его герой, как одна мысль сменяет другую – всё это в глазах, в движениях. Возникает достоверный образ человека, который горяч, артистичен, в нём много от подростка, от юноши.
Именно такие люди и завоёвывают мир, стремятся к власти, играют судьбами… Но им нужны не только слава, трон – важны поддержка близких, одобрение и любовь. Наполеон в исполнении Зайцева – яркая личность, человек, который стал заложником своих амбиций. Он проиграл, потому что поставил политические игры выше всего.
Действие начинается в драматический момент, когда готовится развод с императрицей Жозефиной. Эта роль – большая удача актрисы Надежды Кротковой. Её Жозефина ведёт «дуэль» с Наполеоном ради самого Бонапарта, ради его спасения, и за этим сражением очень интересно наблюдать. Она умна, обворожительна, гибко подстраивается под ситуацию. Наполеон хочет иметь наследника (Жозефина не может родить) и активно ищет новую невесту... Императрица наступает на собственную гордость, придя к любовнице Бонапарта Марии Валевской – эту роль играет Марина Мясникова. Валевская ждёт ребенка, Жозефина предлагает ей отдать младенца в императорскую семью.
Мария не соглашается отказаться от ребенка – и проигрывает. Наполеон избавляется от неё, несмотря на советы Бертье – преданного ему, искреннего человека, служаки генерала (замечательная работа Юрия Борисова). Бонапарт важные вопросы, в том числе выбор невесты, обсуждает с членами государственного совета, но на самом деле он не доверяет советчикам. Ни вкрадчивому, спокойному, мудрому Талейрану (его играет заслуженный артист России Анатолий Конопицкий), ни Фуше (заслуженный артист России Леонид Митник), ни тем более братьям – Луи и Жозефу.
Из политических соображений он готов жениться на австрийской принцессе Марии-Луизе. Но тут замешана не только политика. Наполеон, как и многие мужчины в его возрасте, надеется, что молоденькая жена всё изменит в его жизни, всё пойдет по-новому…Когда политика соединяется с мужскими чаяниями, жена обречена. Даже если это Жозефина, человек, очень близкий Наполеону. Сцена развода – одна из самых драматичных.
…Прошло время. Наполеон предаётся семейным утехам с Марией-Луизой. Анна Дёмочкина играет избалованную молодую особу, довольно равнодушную к мужу. Она ждёт-не дождётся, когда супруг отправится в какой-нибудь военный поход и оставит её в покое, а Наполеон, обретший наследника, откладывает и откладывает военные кампании. А затем отправляется в губительный для него поход на Россию…
…В финале Наполеон-Зайцев опустошен, он не в состоянии сразу понять Бертье – генерал мягко объясняет императору, что русские на Сене, что все его оставили – и войска, и Мария-Луиза. Выход один – продиктовать текст отречения от трона. В этот трагический момент Наполеон зовёт Жозефину – и ему является её образ, она поддерживает императора, когда тот диктует отречение секретарю Меневалю… Это гимн истинной любви, для которой нет преград.
Спектакль динамичный, держит в напряжении от начала до конца, есть актерские удачи и настоящее партнёрство на сцене. Хочется поздравить коллектив нашего театра с премьерой.
Из отзывов
В чём загадка имени? Это вопрос в спектакле «Наполеон Первый», поставленном в Рязанском театре драмы режиссёром, народной артисткой России, заслуженным деятелем искусств России Жанной Виноградовой по пьесе Ф. Брукнера, задает себе известный персонаж истории, чьим именем назван спектакль, уже превращенный в памятник. Этот вопрос задает себе и памятник с высоты пьедестала. Спускается на сцену в собственную жизнь и ещё раз проживает её, чтобы снова к финалу спектакля вернуться на вершину лестницы Славы, к собственному памятнику.
В Рязанском театре драмы есть уникальный артист Александр Зайцев, который сумел охватить и передать масштаб личности легендарного человека, его дьявольский темперамент, его огромную жизненную силу, его талант.
Под стать ему в спектакле все партнерши, доставшиеся ему женщины: Жозефина – артистка Надежда Кроткова, Мария Валевская – артистка Марина Мясникова, Мария-Луиза – артистка Анна Дёмочкина, создавшие удивительно интересные, неожиданно яркие и не уступающие друг другу женские характеры.
Спектакль театра – не воспроизведение истории, не пересказ событий, а захватывающая драма человеческих страстей, чувств, самолюбий, амбиций.
***
Человек и власть, человек во власти – одна из извечных тем искусства, может быть, главная после темы любви.
Не все правители, известные в мировой истории, остаются в людской памяти. Наполеон по неписаным законам людской любви стал героем всех времён и народов, настоящей легендой.
Учитывая историческую и культурную близость России и Франции, Рязанский театр драмы выбрал для постановки именно в Год России-Франции пьесу Ф. Брукнера «Наполеон Первый», которая даёт возможность прикоснуться к одной из интереснейших фигур мировой истории, французскому гению, и ещё раз средствами театрального искусства поразмышлять над величайшей загадкой человеческой судьбы, над тем, каким становится человек, получающий безграничную власть.
Не всякий театр может позволить себе ставить пьесу о Наполеоне, потому что в труппе театра редко встречается артист, способный передать масштаб этой личности, вулканическую страсть, авантюрный характер и трагическую сущность.
В Рязанском театре драмы, известном своими постановками классического репертуара, спектакль «Наполеон Первый» оказался в ряду лучших спектаклей, подтверждающих его приверженность традициям русской психологической театральной школы.