Прямо-таки россыпь «звезд» мирового масштаба запечатлена фотообъективом юбиляра. Алла Баянова, Клавдия Шульженко, Анна Герман, София Ротару, Алла Пугачева, Иосиф Кобзон… Анатолий Новиков, Татьяна Шмыга, Элина Быстрицкая, Юрий Соломин, Василий Лановой, Николай Пуговкин, Олег Табаков, Андрей Миронов… Карандаш, династия Запашных, Ирина Бугримова, Юрий Никулин, Юрий Дуров… Наши земляки – космонавты Владимир Аксенов и Геннадий Стрекалов… К этим рядам имен добавьте – «и многие-многие другие» композиторы, актеры театра и кино, артисты эстрады и цирка.
Но особая любовь у Игоря Николаевича – к спорту. Ему довелось фотографировать Всеволода Боброва, Игоря Ларионова, Олега Протасова… Физкультурно-спортивная жизнь Рязанщины заняла достойное место в фотолетописи И.Н. Концевого.
Более пятидесяти лет работы юбиляра публиковались в центральных СМИ (газеты «Комсомольская правда» и «Советская культура», журнал «Театральная жизнь»), на страницах областных изданий – в «Приокской правде», «Рязанском комсомольце», «Приокской газете», «Рязанских ведомостях»… И.Н. Концевой много сделал для открытия в Рязани регионального отделения Союза фотохудожников России и стал его первым председателем. Разве можно забыть – какую великолепную советско-американскую выставку «Фотографируют женщины» он в Рязани организовал? Потом были еще две международные выставки, в которых приняли участие фотохудожницы США, Франции, Швеции, Норвегии, нынешнего Ближнего Зарубежья и России.
Многие выхваченные из жизни, переложенные на фотопленку мгновения Игорь Николаевич дополнял исполненными в разных жанрах – от короткой информации до подробного репортажа – «сопровождениями». Поверьте на слово: это – редчайший дар.
Игорь Николаевич – технарь, инженер (окончил радиотехнический факультет Рязанского радиоинститута, заочно – факультет надежности изделий и электронной техники политехнического института), ни на каких «фото-гуманитарных» факультетах не учился. Откуда же у него «призвание-признание» не только в фотоделе, но и в словесном «сопровождении» своих фоторепортажей? Была прекрасная школа – «школа юнкоров» при газете «Рязанский комсомолец», каждый год она выдавала до тридцати выпускников, лучшие из которых пополняли штат не только «Комсомольца», но и «Приокской правды». Игорь Николаевич – из этой школы. Фотоделу (шутка ли!) учился у корреспондента ТАСС Глеба Удальцова, в репортерском плане немало перенял у писавшего и снимавшего, известного не только на Рязанщине Ильи Кашафутдинова. Да, учиться было у кого – уроки давали редактор «Рязанского комсомольца», ныне – один из ведущих журналистов России Виктор Кожемяко, возглавлявший областную писательскую организацию прозаик Николай Шундик, работавшие в «РК» поэты Евгений Маркин и Евгений Осипов…
Жители города постоянно толпились у фотоокна «Рязанского комсомольца» – рядом со зданием газеты, на улице Свободы. В «окне» появлялись фоторепортажи с демонстраций, легкоатлетических эстафет, других массовых мероприятий – буквально через час после их окончания. Это ныне властвует электроника-автоматика, а тогда надо было пленку проявить, закрепить, отпечатать на бумаге… Ныне фотомастеру в сто рез легче, но поди ж ты – нет тех фотоокон, многого нет, что могло бы и ныне пропагандировать хотя бы спорт.
Самыми популярными, кстати, были фоторепортажи о календарных футбольных матчах с участием рязанского «Спартака» – горожане вновь становились свидетелями незабываемой, потрясающей игры Вячеслава Егорова, Юрия Борисова, Владимира Болотина, Анатолия Балабанова, Виктора Костина… И заглавную роль в популяризации спорта (футбол был на особом счету) играл Игорь Концевой.
Почему – Игорь? Просто в спорте он – не чужой. Был в футбольной юношеской команде спортивного общества «Труд» на последнем рубеже – в воротах. Имел спортивный разряд.
– Хотя давно это было, – рассказывает юбиляр, – а все отчетливо помнится. Все площадки во дворах буквально бурлили футболом, а за баталиями на стадионах следили подчас до пяти тысяч болельщиков. Все знали – что где происходит. Не только из расклеенных по городу афиш – буквально все были «заражены» спортом, футболом. Мне занятия спортом помогли сохранить высокую работоспособность на долгие годы. Дружил с именитыми спортсменами. Да и как мне было не дружить? Со Славкой Егоровым, вратарем, жил в одном доме на Затинной, он – в третьем подъезде, я – во втором. К слову, в росте я держал первенство (у меня – метр восемьдесят девять сантиметров), а вот в таланте он меня в несколько десятков раз превзошел – в московском «Спартаке» даже играл. Дружил с Виктором Костиным, Владимиром Болотиным, блестящим легкоатлетом-стайером Виктором Байковым – учились в одной школе, в параллельных классах. Близко знаю хоккеиста, арбитра международной категории Виктора Губернаторова. Принимал участие в выпуске буклетов, которые выходили накануне футбольного сезона и посвящались «Спартаку». Вел фотосъемки игры «Станкостроителя» не только дома, но и в других городах Советского Союза. А соперники у нас были – что надо! Вплоть до нынешних клубов КХЛ! И еще о хоккее. Вместе с инженерами Вячеславом Чернышовым, Владимиром и Владиславом Николаевыми принимал участие в установке электронного табло на хоккейной «коробке» стадиона «Спартак». И как тут не вспомнить – трибуны во время игр «Станка» тогда были заполнены до отказа…»
Игорь Николаевич непоколебим: только то, что знаешь, в чем досконально разбираешься, можно фотографировать, об этом же – писать.
На спортивной стезе и я-то познакомился с Игорем. Знакомство перешло в долгие годы крепкой дружбы. Вместе готовили спортивные репортажи. Не забыть: в окаянные девяностые годы уговорил он меня делать буклеты-программки к очередным представлениям в Рязанском цирке. Тот, цирковой, приработок спас мою семью от нищеты…
Сколько лет утекло… С черно-белой фотографии твердо перешли на цвет. Ничего не скажешь – прогресс! А Игорек не рад. И объясняет: «Черно-белые фото более психологичны, в них больше напряженности, смысла, а цветная фотография – что-то вроде дегустации… В качестве иллюстрации. Вот прихожу я в аптеку, спрашиваю лекарство. Продавец интересуется: «Вам со вкусом малины или черной смородины?». «Да мне простое, без «красок», от простуды!»
Как не согласиться с давним, верным другом!