Казалось бы, зачем нам сегодня обращаться к фигуре позапрошлого века? В нашем сегодняшнем восприятии Ушинский как один из незыблемых столпов, наследие которого давно осмыслено, внедрено в жизнь, включено во все учебники для педагогических вузов. Вот пусть и изучают его профессиональные педагоги. На самом же деле будущие учителя, знакомясь с историей педагогической мысли, обращаются к первоисточникам, увы, нечасто. А проблемы воспитания и образования обязательно выходят на первый план в жизни каждого нового поколения. И их решением занимается не одна школа, а все общество.
Ушинский жил и работал в эпоху «великих реформ» 1860-х годов. В обществе происходили глубокие сдвиги в основании политических, социальных институтов. В российской педагогике до Ушинского никакой системы, по сути, не было, мы перебивались зарубежными заимствованиями. Он же оставил после себя разработанную теорию, большой объем литературы по искусству воспитания человека. Обобщить весь предыдущий накопленный опыт и вывести его на новый уровень – это за недолгую жизнь в полной мере удалось «отцу русской педагогики».
Гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребенка – эти и другие аксиомы современной педагогики прописались в российской школе именно благодаря Ушинскому. За сложными для восприятия педагогическими формулировками – конкретные люди. Школяры, изнемогавшие от зубрежки и муштры, проливавшие слезы над утомительной сухой грамматикой. Чего стоит, например, реформирование Смольного института, инспектором которого был назначен уже признанный в ту пору педагог. Проверяя знания воспитанниц, Ушинский пришел в ужас от того, что при написании слов они делали в них порой больше ошибок, чем было букв, что им были неизвестны имена Пушкина и Лермонтова. Новому инспектору приходилось работать в атмосфере недоброжелательности и травли, вначале поддержки не было ни от кого. Но постепенно живая система, предложенная Ушинским, дала свои плоды: учеба для учениц перестала быть синонимом рутины и скуки, пришло трудолюбие, увлечение науками. В печати стали появляться благодарные письма воспитанниц и их родителей.
Атмосфера идейной борьбы, которую передает даже этот небольшой эпизод из биографии ученого, была характерна для тех лет, она хорошо описана в сочинениях Чернышевского, Писарева, в романах Тургенева. Но не стоит пытаться расшифровать личность Ушинского как пламенного борца за идеи народности, которые в конечном итоге привели к революции. Именно такой ореол старалась придать образу педагога советская система. Но при этом из виду упускался один из важнейших принципов воспитания, провозглашенных педагогом, – опора на традиционную русскую духовность, христианские идеалы. Ушинский был гораздо глубже и дальновиднее, чем разрушители старого строя.
Возможно, многие из важных идей педагога не до конца поняты нами до сих пор. Остросовременная для учителей тема – деятельностный подход в образовании. Оказывается, и его основы заложил в свое время Ушинский. Порой не стоит тратить силы на изобретение велосипеда, а надо обратиться к тому, что у нас уже есть и признано во всем мире.
А как вам такое предупреждение великого педагога: «В деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу»? Хотелось бы, чтобы к этим словам прислушались и наши сегодняшние управленцы в этой сфере. Ведь нынешние многочисленные противоречивые реформы в системе образования имеют, к сожалению, в основном западные корни.