Так более 40 лет назад Маргарита Индюкова впервые стала донором. Сейчас количество сданной ею крови исчисляется... ведрами. А сколько всего сдавала кровь, Маргарита Михайловна не помнит, сбилась со счету, говорит, что больше 120 раз.
Сибирская целина, Азербайджан, Подмосковье, и только потом Рязань – как и любая семья военного, Индюковы часто меняли место жительства. И везде Маргарита Михайловна сдавала кровь, с середины 70-х начала делать это регулярно. А когда получила звание «Почетный донор», как и положено, каждые 2-3 месяца стала приходить на пункты переливания крови. Бывало, что экстренно вызывали туда среди ночи; иногда сдать кровь просили родственники тех, кто оказался в беде. Маргарита Михайловна не отказывала. Однажды несчастье произошло с мужем ее сотрудницы. Большая кровопотеря, восемь операций – снова понадобилась кровь редкой группы. Кстати, младший сын Маргариты Индюковой «унаследовал» от матери кровь третьей группы с отрицательным резусом, так что ему тоже время от времени приходится быть донором.
– А вам приходится убеждать других становиться донором? – интересуюсь у Маргариты Михайловны.
– Конечно, приходится. Убеждаю личным примером, рассказываю, что для здоровья это абсолютно безопасно, – говорит она. – После каждой кроводачи отлично себя чувствую, более того, эта процедура, похоже, омолаживает организм.
И заметим, Маргарита Михайловна – наглядный тому пример. Возраст женщины озвучивать не принято, поэтому мы лучше скажем, сколько лет ее сыновьям: младшему – 43, старшему – 48. Глядя на нашу героиню, верится с трудом. И это при том, что после смерти мужа она одна поднимала своих ребят, работала в нескольких местах, спала по три часа в сутки. Работает Маргарита Индюкова и сейчас, уже будучи на пенсии. Но про регулярные сдачи крови не забывает, она – постоянная участница акций по возрождению безвозмездного донорства «Река жизни», а теперь еще и член недавно созданного общественного совета Рязанской области по донорству.
– У нас в стране мало поддер-живают доноров, – справедливо замечает моя собеседница. – Я как Почетный донор получаю надбавку. А у молодых никаких льгот нет. За них обидно... Неужели не заслужили они путевки в санатории хотя бы раз в три года? Или льгот на проезд в транспорте? Вот я тоже хочу съездить в санаторий, суставы подлечить... Надеюсь, с появлением общественного совета это дело сдвинется в «мертвой точки», и проблема повышения престижа донорства начнет решаться.