04:17 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2700

Учительница лучшая моя

Двадцать семь лет работает в школе Вера Владимировна Булычева. Совсем недавно, принимая участие в муниципальном конкурсе «Учитель года», стала одной из лучших. Когда встретился с Верой Владимировной и попросил ее рассказать о своем пути в профессию, подумав, эта милая учительница первоклашек сказала:

– Мое становление как человека и педагога проходило под влиянием Зои Антоновны Подсветовой, любимого мною учителя. Недавно ей исполнилось семьдесят пять лет. Давайте я лучше расскажу о ней.

Когда Вера (тогда еще Вострикова) перешла в четвертый класс, к ним пришла Зоя Антоновна. Маленькую девочку удивило, что уроки могут проходить вне стен школы и быть такими интересными. История и география, природоведение и рисование, а именно эти предметы вела у детей Подсветова, превращались в путешествия по родному краю. Скопин, его ближайшие пригороды с богатой в те времена флорой и фауной становились наглядными учебными пособиями. Краеведческий музей, в котором дети бывали чуть ли не еженедельно, воспринимался как учебный кабинет школы. В классе Веры Востриковой, где Зоя Антоновна была классным руководителем, обучалось двадцать четыре человека. Причем, как вспоминает Вера Владимировна, дети были далеко не самые простые, некоторые из проблемных семей. И к каждому ребенку у Подсветовой находился свой ключик, особый подход.

– Много позже я поняла, в чем заключалось ее умение находить тропинки к душам своих учеников. Она нас просто любила и искренне желала, чтобы мы стали людьми, – говорит Вера Владимировна.

Вот с этим желанием помочь детям всесторонне раскрыться Подсветова проводила со своими учениками много времени после уроков. В классе была самая лучшая самодеятельность, на всех школьных конкурсах ученики Зои Антоновны становились победителями. Классный руководитель сама писала стихи и с радостью помогала становлению новых талантов. Когда на телевидении началась игра «Что? Где? Когда?», в классе Подсветовой в нее стали играть одними из первых. Сначала Зоя Антоновна сама придумывала вопросы, а потом подключила к этому занятию детей. Абсолютно все ученики ее класса принимали самое активное участие в выискивании чего-нибудь особенного, интересного, неожиданного.

– Сами того не понимая, мы поглощали огромный дополнительный материал. Мы учились многому тому, что не было заложено в школьной программе. Причем с большим рвением и удовольствием, – говорит Вера Владимировна.

Где-то с класса седьмого Вере Востриковой захотелось быть такой, как ее любимая учительница, – стать педагогом. Именно это желание заставило девочку внимательней вглядываться в своего классного руководителя. Именно тогда Вера стала замечать, что учительница приходит на уроки немного уставшей, не совсем выспавшейся. Только потом, когда Вера Владимировна сама начнет работать в школе, она поймет, каких трудов стоило Зое Антоновне готовиться к занятиям. В то время было плохо с методической литературой. Подготовка к урокам заставляла засиживаться допоздна. Но неизменно, несмотря на все свои проблемы, Подсветова приходила к детям всегда жизнерадостная, добрая, светлая.

– Я не помню ни одного случая, чтобы Зоя Антоновна на нас повысила голос, показала свое плохое настроение, – говорит ее ученица.

Зоя Антоновна закладывала в своих учениках основы правил нравственного поведения. Причем делала это не через назидание и заучивание цитат из классиков, а своим личным примером.

– Она нас научила взаимопомощи и дружбе, которую мы сохранили на всю жизнь. Мы до сих пор поддерживаем связь друг с другом, интересуемся, как у кого обстоят дела, – говорит Булычева.

Вместе со своими ребятами каждую осень Подсветова ездила на сельскохозяйственные работы. Причем учительница не была сторонним наблюдателем, она помогала тем, кому трудно: вставала рядом на грядку и работала. Глядя на свою любимую учительницу, ребята, которые первыми выполняли свою норму, приходили на помощь тем, кто отставал.

Окончив школу, Вера Вострикова подала документы в Рязанский педагогический институт. С первой попытки поступить не получилось. Тут на помощь снова пришла Зоя Антоновна. Она позвала ее на работу в школу.

– Было страшно. Все те педагоги, у которых училась, вдруг стали коллегами. А с другой стороны, я всегда чувствовала, что Зоя Антоновна рядом, она поможет советом и делом, – говорит Вера Владимировна.

В своих ожиданиях Вера не обманулась. Работая в школе, поступила на заочное отделение педагогического института. На втором курсе вышла замуж, на третьем – родился ребенок. Было трудно. Но любимая классная всегда была рядом, всегда помогала. И даже тогда, когда Подсветова ушла на заслуженный отдых, она не оставляла свою ученицу ни вниманием, ни советами. О том, что Вера Булычева будет принимать участие в профессиональном конкурсе, Зоя Антоновна тоже знала, прислала письмо со словами поддержки. Выступая на презентации, учитель начальных классов цитировала строки из этого письма, а еще она сказала:

– Зоя Антоновна – моя учительница на всю жизнь. Это луч, который осветил мой путь и продолжает светить всегда и во всем.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 103 (3654) от 05 июня 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Учительница лучшая моя
Двадцать семь лет работает в школе Вера Владимировна Булычева. Совсем недавно, принимая участие в муниципальном конкурсе «Учитель года», стала одной из лучших. Когда встретился с Верой ...
Виктор Баженов
Терапевты – о будущем медицины
В Рязани состоялась II Межрегиональная научно-практическая конференция Российского научного медицинского общества терапевтов. В работе конференции приняли участие заместитель министра ...
Лада Петрова
Читайте в этом номере: