15:28 МСК
Суббота
04 / 02 / 2023
1629

Денежный мотив

Выдавать детям за отличную учебу и успехи в спорте, творчестве и общественной деятельности ценные призы и денежные премии предлагают наши парламентарии в новом законопроекте, который уже поступил в Государственную Думу. В документе предложено сохранить золотые медали и грамоты как формы поощрения школьников, а вот денежные премии обозначены как новые стимулирующие механизмы для учащихся. Администрациям школ будет разрешено внедрять свои формы поощрения учащихся.

Механизм новых, денежных, стимулов для школьников предложено внедрить Министерству образования и науки РФ. Для этого ведомства в проведении бесконечных реформ в системе образования невозможного, как свидетельствует опыт последних десятилетий, мало. Но с предложением внедрить новые стимулы, вопросов, думается, больше, чем ответов. Например, с какого класса детям будут платить премии за успехи? И как в этой ситуации будут чувствовать себя те ученики, чьи школьные успехи не столь блестящи?

Я уже не говорю о том, что фраза, которую я регулярно повторяю сыну: «плохую отметку можешь исправить, ты ведь ходишь в школу прежде всего за знаниями, а не за оценками», будет звучать как минимум двусмысленно. Кроме того, в нынешней школе, где главными результатами обучения заявлены конкурентоспособность и успешность выпускника, между учениками в классе может начаться настоящая борьба на тему: кто больше денег за свои успехи получит. Закончил год ученик без премии или ценного подарка, и что? Он – неудачник? От него и одноклассники отвернутся. И сам он будет ходить в школу как на каторгу. Насколько нужно это ученикам, их родителям, педагогам, школе как таковой?

Если предложение платить детям за оценки превратится в правило, то вполне закономерно, что мерилом школьных знаний будет некая сумма денежных знаков. Тогда главным интересом ученика станет как можно больше заработать – не знаний, не баллов, не оценок хороших, а в конечном счете денег – на уроке. Зачем эту систему ценностей внедрять среди учеников и учителей? Скептики возразят: зато дети будут лучше подготовлены к взрослой жизни. В ответ так и хочется уточнить: к какой? И так понятно, что одни родители порадуются, когда ребенок премию за успехи в учении принесет, а другие родители ведь и спросить могут у своего ребенка, почему он денег не принес. Абсурд? Нет, ведь все мы – люди разные.

Еще один практический вопрос. Как дети будут тратить полученные премии? Кто сможет влиять на ребенка, только ли родители и родственники? Когда студентов поощряют денежными премиями, это понятно: они – люди взрослые, не дети. Когда взрослые люди зарабатывают деньги своим собственным умом ( на ум пришла знаменитая игра «Что? Где? Когда?»), это тоже нормально. Но между учебой и работой дистанция огромного размера. Дети приходят в школу с разной подготовкой, они осваивают программный материал с разной скоростью, и это нормально. При этом поощрять деньгами одних получится все равно за счет других, зачем превращать и так сложную школьную жизнь в еще более непростую?

«Давайте вспомним еще и о переходном возрасте учащихся средних и старших классов, их бесконечной гонке за высокими баллами ЕГЭ и остановимся», – хочется обратиться к нашим законодателям. Ведь не все инициативы одинаково хороши, есть и такие, что просто вредны. Идея поощрять отличников хорошая, только давайте делать это не деньгами. Если уж так хочется сделать поощрение школьников материальным, можно вспомнить советский опыт. Тогда школьников награждали поездками в пионерские лагеря или туристическими путевками.

Что-то подобное можно предложить и современным школьникам – на выбор. И так, чтобы родители (или лица их замещающие) смогли принимать решение вместе с ребенком, как использовать поощрение. Главное, чтобы оно не заменило само знание и само образование.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 290 (4592) от 13 марта 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Учатся животноводы
Подмосковные специалисты провели семинар в РГАТУ
Письма в никуда
В Театре на Соборной поставили спектакль о незащищенности стариков
Елена Коренева
Читайте в этом номере: