«Мы возвращаемся домой», – в ночь на понедельник эти слова с нескрываемой радостью повторяли люди в Севастополе и Феодосии, в Алуште и Ялте, в Симферополе и Керчи… А разве можно закрывать двери перед своими близкими, что возвращаются в родной дом? Но ведь именно этого требовали от России и в стенах Европарламента, и в Евросоюзе, и в Совбезе ООН, похоже, еще не понимая, что сегодня они имеют дело с другой Россией. С Россией, которая не станет стоять в ожидании приема даже у самого парадного крыльца, не станет поступаться принципами подлинной демократии, международного права, даже если кому-то это не по нраву. С Россией, которая своих не бросает.
Кто-то из-за Крыма не захочет видеть нашу страну в составе «большой восьмерки»? Ради Бога. Могут возникнуть проблемы с ВТО? Но это еще как сказать, у кого они возникнут в большей степени.
За прошедшие пару недель по всей России прошли митинги в поддержку народа Крыма, в знак солидарности с Севастополем, против проявлений неонацизма, против дерусификации в соседней, не формально, а по сути братской нам Украине.
И это вполне объяснимо: с Украиной нас связывают столетия совместной политической и экономической жизни, общих бед и побед, единой веры и десятки тысяч семейных уз. И потому в Красноярске и Ростове, в Ульяновске и Тамбове, в Уфе и Рязани люди говорили об одном: «Своих не бросим».
Попытки сорвать референдум в Крыму принимались нешуточные, методы использовались самые различные: от грозных предупреждений с высоких трибун до провокаций, морального давления. Крымчанам, пожалуй, первым довелось испытать такой мощности кибератаки, какие были предприняты в ночь перед референдумом и в день голосования (чудеса на хуторе близ Диканьки в рождественскую ночь – милая сказка в сравнении с тем, что обрушилось на сайт референдума). Но и тут крымчане не просто выстояли и не только показали, как надо эти атаки отражать, но и, похоже, нашли, откуда дул хакерский ветер: источники, как предполагают, обосновались в Иллинойском университете в США, где может находиться одна из штаб-квартир АНБ. Впрочем, умение защищаться от киберугроз необходимо не только в период избирательных кампаний. Известно же, что накануне референдума, на минувшей неделе, кибератакам подвергались и сайты Кремля, Центробанка, Первого канала… Оказавшись в сетях всемирной паутины, мы на случай вторжения незваных «агрессоров» должны иметь против них свой «КиберБеркут».
Крым сделал свой выбор. Да, это – первый шаг, который еще предстоит закрепить в правовом поле в условиях далеко не бархатных. Да, впереди – много проблем, но их решение – это уже последующие шаги.
Каким путем пойдут соседи крымчан из юго-восточных областей Украины – это решать им. Владимир Путин на минувшей неделе еще раз подчеркнул: украинский кризис носит внутренний характер. Как из него выходить – решать народу Украины. И ему решать, кому доверить власть в стране. Попытки кого бы то ни было диктовать свои условия, лишая людей права голоса, как показывает история, ничем хорошим не заканчивались. Ирак. Югославия. Ливия. Сирия… Кто-то хочет продолжения? Кому-то нравится, когда вдали от его рубежей вспыхивают большие и малые пожары?
Нас с Украиной связывают очень многие узы, да и те сотни километров границы, что лежат между нами, нас практически никогда не разделяли. И потому Россия тоже сделала свой выбор – в поддержку выбора Крыма.