Потому что наши спортсмены, инвалиды с рождения или с момента получения увечья, развития болезни, вынуждены преодолевать такие трудности, что и не снились большинству иностранных соперников. Людям с ограниченными возможностями, чтобы добиться чего-то, приходится преодолевать массу барьеров – реальные на улице, бумажные в кабинетах, человеческие – в восприятии окружающих.
В прошлом году моя коллега Елена Серебрякова написала вызвавшую большой отклик колонку про то, как в Рязани ни один человек не помог ей вместе со знакомым, молодым инвалидом-колясочником, добраться от торгового центра «Барс» до вокзала «Рязань-1». Ни таксисты, ни автомобилисты, ни прохожие. А даже на этом коротком пути много труднопреодолимых барьеров, особенно зимой. Ее друг, воспитанник Михайловского экономического колледжа-интерната Александр Спицин, увлекающийся танцами, не пал духом – он привык…
Об этом я вспоминала, когда выпускница этого колледжа, наша землячка, биатлонистка Светлана Коновалова завоевала сразу пять медалей, в том числе две золотые, на одной Паралимпиаде. И когда нынешний воспитанник Михайловского колледжа, рязанский лыжник Александр Проньков поднялся в Сочи на верхнюю ступеньку пьедестала. Их подвиг – не только сами победы, но весь путь к ним, сама жизнь. А как хочется, чтобы эти мужественные паралимпийцы проявляли свой характер только на тренировках и соревнованиях. Чтобы и другие люди с ограниченными возможностями могли реализовать себя.
Конечно, это проблемы не отдельно взятого региона – всей страны. Если говорить о барьерах физических, то государство озабочено этим. Вчера на сайте Правительства России появилась информация о том, что действие государственной программы «Доступная среда», которая предусматривает адаптацию городов под нужды людей с ограниченными возможностями, планируется продлить до 2020 года (она была рассчитана до 2015 года включительно). Профильным министерствам поручено рассмотреть вопрос об увеличении размера субсидии, предоставляемой из средств федерального бюджета общероссийским общественным организациям инвалидов.
Эти решения были приняты по итогам заседания Совета по вопросам попечительства в социальной сфере, которое премьер Дмитрий Медведев провел в Сочи накануне Паралимпиады. В ходе него глава кабинета министров признал, что наша страна только пытается «перейти на цивилизованные рельсы в решении проблем людей с ограниченными возможностями». Большинство бед, по мнению Дмитрия Медведева, – от бедности.
И с этим нельзя не согласиться, как и с точкой зрения премьер-министра на вектор решения проблем. «Само государство, каким бы оно ни было умелым, эффективным, все равно с этими задачами не справится, – считает Дмитрий Медведев. – Оно ни раньше, в советские времена, не могло справиться, ни, тем более, сегодня. В решении социальных вопросов важно наладить полноценное сотрудничество между гражданским обществом и государством. Без такого партнерства… нам просто не обойтись».
А что такое гражданское общество? Это все мы – и каждый из нас. И тут не надо кивать на государство, на чиновников разного уровня. Свое восхищение мужеством российских паралимпийцев можно «переплавить» в конкретные дела. Помочь инвалиду, живущему по соседству, например, куда-то отвезти его на машине. Или обратиться в ближайшее учреждение или общественную организацию соответствующего профиля и спросить, какая нужна помощь. Предприниматели могут оборудовать вход в свою торговую точку пандусом (или сделать кнопку вызова). Вариантов множество...
…Государственная программа называется по-деловому – «Доступная среда». Но только мы сами можем сделать среду, окружающую людей с ограниченными возможностями, дружелюбной.