Вчера исполнилось пятнадцать лет с того дня, как НАТО начало бомбардировку сербских, косовских территорий. Это трагическая дата не только для народа Сербии, Черногории – для всего славянского, православного мира. В операции участвовали 19 государств – членов НАТО. Бомбардировку начали, не дожидаясь санкций Совета Безопасности ООН (или не надеясь их получить). Россия, Индия, Китай, Бразилия, Греция назвали натовское вторжение «грубейшим нарушением международного права». Всем памятен разворот над Атлантикой российского премьера Евгения Примакова, узнавшего о решении НАТО начать военную операцию. Натовские бомбардировки были объявлены «ответом » на отказ Сербии подписать «мирный план введения войск» на ее территорию, что по сути означало не что иное, как оккупацию. А на самом деле натовское вторжение – финишная прямая в операции по ликвидации на карте мира государства под названием Югославия.
За время бомбардировок (78 дней) было нанесено более двух тысяч авиаударов, которым подверглись около тысячи объектов. В ходе операции «Союзная сила» (так назвали ее в НАТО) было сброшено более 20 тысяч тонн бомб, разрушены дома, храмы, представляющие исторические памятники, погибли и ранены, остались без крова тысячи ни в чем не повинных людей.
Сегодня раздел Югославии, бомбардировку Косова, Сербии на Западе, в США называют «особым случаем». Но особенность и сербской трагедии, и других, вспыхнувших уже позже, но также не стихийно, а хорошо подготовленных, конфликтов заключается в одном: где не берут в расчет правовые нормы и здравый смысл, там начинают действовать «по понятиям», используя без ограничений двойные стандарты. Методы, тактики при этом могут быть разными, но сути они не меняют. И если внимательно разбирать анатомию югославского и украинского сценариев, то в них можно обнаружить много схожего.
Новости, приходившие в течение недели из Украины, были весьма противоречивы. То там пытались вводить визовый режим с Россией, то через несколько часов его отменяли, очевидно, осознав, кому от этого будет хуже. То предлагали с теми, кто работает «у москалей», не считаться: все равно, дескать, «не наш электорат». То заявляли о выходе из СНГ, то решали не спешить с этим. В Верховной Раде на минувшей неделе звучали предложения отменить ряд праздников, в том числе – День Победы, а Киев лишить звания города – героя. Вот так споро пытаются нынешние «поборники демократии и независимости» Украины переписать историю. А тем временем активисты «Правого сектора» продолжают наводить свой «порядок», не церемонясь в выборе выражений и методов. Можно представить, какой бы шум поднялся в просвещенной Европе, если где-то с журналистом поступили так же, как это сделали в Киеве с руководителем Первого национального телеканала Украины Александром Пантелеймоновым. Но тут – никаких заявлений, обращений. Опять сработали двойные стандарты?
В декабре 2012 года Европарламент назвал действия украинской партии «Свобода» «расистскими, антисемитскими и ксенофобскими». Сегодня об этом в Европарламенте предпочитают не вспоминать. Что-то поменялось? Де-юре или де-факто?