Коллектив из Беларуси показал рязанскому зрителю три спектакля – военную драму «Не покидай меня…» и две классические комедии «Декамерон» Боккаччо и «Лекарь поневоле» по Мольеру.
Судя по наполняемости зрительного зала, спектакли белорусского театра вызвали повышенный интерес рязанской публики. Отрадно, что между театрами Рязани и ведущими театральными коллективами из братской республики есть диалог, есть творческие контакты. Это и обменные гастроли, и совместные постановки, и участие в различных фестивалях и конкурсах. Причем это касается всех рязанских театров.
Наш корреспондент побеседовал с заместителем директора по идеологической работе Гомельского областного драматического театра Валентиной Роговской.
– Давайте начнем наш разговор с истории театра.
– Наш театр родился 20 декабря 1939 года. Выпускники московского ГИТИСа, мастерской профессора Леонидова, приехали в Гомель и поставили спектакль по пьесе Гоголя «Ревизор». Так что в прошлом году мы отметили свое 70-летие.
В Великую Отечественную войну молодые актеры ушли на фронт, а оставшиеся организовали фронтовую концертную бригаду и Победу встретили в Кенигсберге. В 1954 году театру построили здание в центре Гомеля, на площади Ленина.
– Что в репертуаре вашего театра?
– У нас превалирует классика: и Гоголь, и Чехов, и Островский, и Мольер, и Боккаччо, то есть мы берем и русскую, и зарубежную классику. Есть в репертуаре и современные пьесы белорусских и российских драматургов. Мы ведь работаем на русском языке, и корни нашего театра – российские.
– Несколько слов о труппе театра.
– В труппе – 52 человека. Из них – два народных артиста, три заслуженных и около десяти – мастеров сцены, это ведущие актеры. У нас очень много молодежи, 40 процентов труппы – это актеры, которым нет еще 30 лет. Сейчас, после распада Союза, театр пополняется за счет выпускников Белорусской академии искусств.
Когда мы выступаем на сценах России, а недавно были с гастролями в Брянске со спектаклем по «Вассе Железновой» Горького, московские критики поставили нам высокую оценку, отметив, что в Гомельском театре очень сильная труппа.
И наша белорусская критика отмечает, что мы – один из ведущих театров республики.
– А как зритель относится к театру, ходит ли он на спектакли?
– Конечно. И что характерно, – у нас молодой зритель. Нас радует, что к нам пошла молодежь – учащиеся, студенты, молодые рабочие.
– А как государство поддерживает белорусские театры?
– Театр в основном находится на полном государственном обеспечении. У нас нет как таковой спонсорской помощи. Главный спонсор – государство.
Мы дотируемся процентов на 70. Это не учитывая капитального ремонта, содержания здания, то есть театр существует за счет государства, через областной исполнительный комитет.
Даже в самые страшные годы разрухи, когда казалось, что театральная жизнь замерла, мы проводили, благодаря государственной поддержке, свой театральный фестиваль «Славянские театральные встречи». Он проводится между тремя городами: Гомелем, Брянском и Черниговом – с приглашением театров из других городов, в том числе из Рязани. Фестиваль имеет статус международного, и к нам приезжают театры из Польши и Болгарии. И каждый год мы выезжаем на гастроли. Это тоже благодаря нашему облисполкому.
– Сегодняшние гастроли – обменные.
– Да, у нас обменные гастроли с Рязанским театром драмы, который сейчас гастролирует в Гомеле. Потом к нам приезжает Чита. А затем обменные гастроли с Брестом.
Так что в нашем театре идет активная гастрольная жизнь.
– А чем отличается ваш театр от других белорусских театральных коллективов?
– Во-первых, труппой. Как всегда отмечает критика, у нас очень хороший расклад актеров, мы можем сыграть практически любое произведение классики.
А во-вторых, – мы много внимания уделяем обслуживанию сельских жителей. Это единственный театр, который очень много гастролирует по области. Это связано с тем, что в связи с аварией в Чернобыле, люди в нашей области оказались практически изолированными, никто к нам с гастролями не ехал. Все боялись радиации. Поэтому компенсировали это нашими коллективами – театра драмы, кукол, филармонии, то есть творческий голод на селе удовлетворяли мы.
И еще. Мы очень часто приглашаем высокопрофессиональных режиссеров и художников. Например, спектакль «Лекарь поневоле» по Мольеру поставил режиссер из Минска, заслуженный артист РБ Геннадий Давыдько. А режиссуру спектакля «Декамерон» по Боккаччо осуществил главный режиссер Московского театра имени Островского, заслуженный артист РФ Валентин Варецкий.
– Несколько слов о спектаклях, которые вы привезли в Рязань.
– Мы привезли премьерный спектакль по пьесе Алексея Дударева «Не покидай меня…». В нем занята одна молодежь. Тема спектакля в чем-то перекликается с произведением Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Мы посвятили его памяти молодых актеров-леонидовцев, которые погибли во время войны. Также мы показали два новых спектакля, поставленных по комедиям Мольера и Боккаччо.
– А что в планах театра?
– Сейчас в работе находится пьеса Гладкова «Давным-давно». Это советская классика. Все знают фильм «Гусарская баллада», снятый по этой пьесе. Планируем поставить белорусского классика Кондрата Крапиву, его пьесу «Кто смеется последним».
– У вас очень интересная должность – заместитель директора по идеологии. У нас слово «идеология» сейчас несколько подзабыто.
– Я знаю. А у нас в Белоруссии есть заместители по идеологии на предприятиях, в учреждениях.
Что касается меня, то я выполняю функции художественного руководителя театра. У нас есть директор – художественный руководитель, заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев. Но так как он очень занят, я, как бывший директор театра, стала заниматься творческой стороной: организацией гастролей и фестивалей, организацией творческих встреч, помогать заведующему литературной частью. Сейчас мы работаем над созданием музея театра. То есть на моих плечах вся культурно-массовая, воспитательная и творческая работа. Конечно, политинформации мы не проводим.
– Ну что ж, желаю вам дальнейших творческих успехов.
– Спасибо.