Книга состоит из крупных циклов стихов Виктора Симонова «В жизнь идите, как в зарю», «На родине», «Мы постигаем в мире красоту», «За мечтой веду погоню», «Стихи о Китае», «Край таежный», «Уходит Саша на войну...», «Привозите цветы любимым», «Посвящения», «Проза» – рассказы и очерки, в том числе из газеты «Социалистическая индустрия».
Они отражают весь жизненный путь автора: несмотря на то что его жизнь не продолжалась и полувека, в нее вместилось событий на несколько биографий. Для полноценного знакомства читателя с жизнью и судьбой Виктора Симонова его младший брат Сергей написал к сборнику предисловие, отражающее в прозе все то, о чем рассказывают стихи в книге солидного объема. Виктор Симонов родился в деревне Головачево Луховицкого района. Его отец участвовал в Первой мировой войне, служа в гусарском полку, а спустя много лет ушел на фронт Великой Отечественной. В семье Симоновых было пятеро сыновей; еще до войны они из деревни переехали в Луховицы. Здесь Виктор окончил школу и начал писать стихи. В сборнике множество задушевных стихов посвящено родным Луховицам (цикл «На родине»). После школы Симонов попытался поступить в Литературный институт, но тогда не получилось. Младший брат объясняет первую неудачу Виктора тем, что «ему, в специ-фике того времени, было отказано по причине отсутствия политической ориентации в представленных лирических стихотворениях». Эта фраза немного удивляет: в книге «Сокровенное» большая часть стихов «политически ориентирована» совершенно в духе той эпохи:
Лети на зовы
дымных станций
за перегоном перегон.
Как холст,
рви звонкое
пространство,
чтоб мчались линии
вдогон.
Врывайся в сумерки
лесные,
в степную синеву лети,
стремглав минуя
запасные
и тупиковые пути!
…Эта мелкая жизнь
не по мне.
…Я владею пером,
нивелиром,
с буровой установкой
знаком.
Позавидуй, приятель
столичный,
Не бравада и не баловство.
Я в степи.
Настроенье отличное.
Самочувствие
попросту – во!
Эпоха ураганным ветром
грохочет,
славя и разя.
Хочу подняться вровень
с веком –
лицом к лицу,
глаза в глаза.
Возможно, Сергей говорит о ранних стихах, не вошедших в эту книгу. На взгляд сегодняшнего читателя, Виктор Симонов не оставил без внимания ни одно крупное событие советской истории, ни одно общественное настроение. Целый цикл стихов он посвятил Великой Отечественной войне. И воздал должное не менее страшной трагедии России ХХ века: политическим репрессиям:
Ко мне порой
приходит грусть,
Я думаю, ну что же,
Мы все несем
тяжелый груз,
Прошедшее итожа.
Однако оторопь берет –
Какие злые бури!
Одних везли на эшафот,
Других вели под пули.
За что?
За будущих людей,
За светлые их судьбы.
Во имя этих же идей
Тогда судили судьи.
Среди оврагов,
Где кусты,
За черными горами –
Не обелиски,
Не кресты –
Дощечки с номерами.
Швыряет ветер колкий снег,
Дожди стучат уныло,
По именам
не вспомнить всех,
Уложенных в могилы.
…А этот?
Сквозь бои пронес
Любовь к своей России!
Один паршивенький донос
Героя пересилил.
И что б там ни было –
Ни дня
Желаньям тихой гавани.
Под гул прицельного огня
В атаку!
Это главное.
Очень часто поэт воспевал социалистическое строительство, дальние странствия, в которых призывал видеть не романтику, а пользу стране. Это естественно: «срезавшись» при поступлении в Литинститут, Виктор Симонов поступил на геодезический факультет Московского института инженеров землеустройства, окончил его в 1952 году и получил распределение в Узбекистан. Ежедневная работа инженера-геодезиста породила множество стихов, которые подчеркнуто жизнерадостны и даже романтичны:
Мы устоим.
Мы жизнелюбы.
Мы верим в завтра
и в себя.
И покорение космоса не могло не сказаться на творчестве Виктора Алексеевича:
Я растворен в сиянии.
Звезды влекут,
и где-то
в поле, как я,
марсианин
тоже глядит на небо.
Кепочку спрятав
за спину,
мнет он ее,
неизменную,
хмурый,
немного заспанный,
перед ночною сменою.
Голубовато светится
наша Земля в тумане.
Встретимся,
скоро встретимся,
слышишь,
друг-марсианин!
После Средней Азии Виктор Симонов вместе с женой был направлен в длительную командировку в Китай. Он был упорен: помимо МИИЗ, закончил и вечернее отделение Литинститута (без отрыва от основной работы), семинар Александра Жарова. После возвращения из Китая Виктор Алексеевич устроился на работу в Москве, часто ездил в производственные командировки, а «заодно» писал стихи.
По свидетельству брата, в местной печати городов, где Виктор Симонов бывал по работе, всегда появлялись его стихи и журналистские материалы, а также он не раз читал стихи по радио и на телевидении. Практически все стихи в книге «Сокровенное» помечены датой газетной публикации и названием издания. Много стихов печаталось в луховицкой газете «По ленинскому пути».
В 70-х годах Симонов написал и издал две книги для детей: «Как вертолет поле полол» и сборник стихов «Солнце в дупле» (издательство «Малыш»). Собирался засесть за историческую повесть… Но в 1977 году Виктор Алексеевич умер от тяжелой болезни. Его архив, подготовленный к публикации супругой, ждал издателя несколько десятков лет. Сегодня почти половина стихов (особенно «гражданская лирика») и проза Виктора Симонова воспринимаются как историческая ретроспектива. А любовные стихи в сборнике «Сокровенное» – не самые сильные образцы поэтического творчества.
Но безусловной удачей этого поэта стоит считать бытовые и жанровые зарисовки, сделанные в Узбекистане. В книге Виктора Симонова много пряного восточного колорита, и потому я взяла к статье эпиграф из персидского поэта. Не говоря уж о том, что Мухаммед ибн Али Ас-Самарканди очень точно высказался о вечности написанного слова, остающегося после поэта.
ПОСЕЛОК УЛУС
Пахнет снегом талым,
талым,
набухает куст зари,
жеребенком годовалым
скачет ветер –
излови!
Напролом,
не втихомолку,
просвистал и был таков.
Горы тянутся к поселку
с пухлой гладью облаков.
Он еще дремотно млеет
от арыков до антенн,
виноградниками греет
тишину озябших стен.
Но уже дымки качая,
вкусно пробует густой
ароматного кок-чая
обжигающий настой.
Ветер снова скачет ловок
в синь вздыхающих полей.
Снег лежит,
как спелый хлопок,
на ладонях тополей.