В минувшие выходные произошел еще один «поворот над Атлантикой», который может войти в анналы международных дипломатических отношений: после телефонной беседы Президента России Владимира Путина с его американским коллегой Бараком Обамой Госсекретарь США Дж.Керри, возвращавшийся в Вашингтон из Саудовской Аравии, резко изменил маршрут – его самолет направился в Париж. Здесь, в резиденции посла России во Франции, состоялась его встреча с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым.
Диалог продолжался около четырех часов. Его результаты Сергей Лавров так прокомментировал для прессы: «Мы выразили несовпадающие точки зрения на причины кризиса на Украине. Но вместе с тем согласились искать точки соприкосновения, чтобы выработать общую позицию относительно путей дипломатического урегулирования этой ситуации в интересах украинского народа». Как отметил Сергей Лавров, обе стороны внесли свои предложения, цель которых – добиться деэскалации кризиса в том, что касается политической ситуации, безопасности и на Украине, и вокруг нее. В числе весомых итогов встречи – готовность сторон работать и с украинским правительством, и с народом Украины над достижением таких задач, как разоружение нерегулярных сил, провокаторов, реализация конституционной реформы, проведение свободных выборов с участием международных наблюдателей. Сергей Лавров назвал эту встречу «весьма и весьма конструктивной» и отметил, что подобные встречи российской и американской сторон станут регулярными и частыми.
В сегодняшней ситуации на первый план выходит проблема федерализации Украины. Это предложение российской стороны в рамках осуществления конституционной реформы поддержано и американской стороной. Многотысячные митинги, прошедшие в минувшие выходные дни в Харькове, Донецке, Одессе, – красноречивое подтверждение правильности этого курса, который позволил бы обеспечить единство украинского государства с учетом интересов как западных, так и юго-восточных регионов – очень разных и в то же время представляющих одну страну. Но ход реализации конституционной реформы, широту полномочий регионов определять предстоит самому украинскому народу, без вмешательства со стороны – это также подчеркивалось в ходе беседы Сергея Лаврова и Дж.Керри.
«Никто извне не сможет навязать им (украинцам – ред.) какую-то схему, но украинцы должны обеспечить всеохватный, всеобъемлющий характер диалога, в рамках которого все регионы без исключения, все политические силы будут иметь равный голос и смогут договариваться о том, какие конкретно политические, экономические, финансовые, социальные, религиозные традиции будут уважаться в различных регионах страны», – заявил Сергей Лавров.
Во время диалога, состоявшегося в Париже, обсуждалась и ситуация, складывающаяся вокруг Приднестровья. Результатом этого обсуждения стало решение о том, что в ближайшее время пройдут консультации в формате «5+2». В данной дипломатической формуле Молдавия и Приднестровье выступают как стороны конфликта, Россия и Украина – гаранты, ОБСЕ – посредник, США и Евросоюз – наблюдатели.
По мнению Сергея Лаврова, ответом при решении этой задачи должно стать обретение Приднестровьем особого статуса в «единой, суверенной и нейтральной Молдове».
Одним словом – диалоги продолжатся.