Без помощи друзей Александру Сорокину трудно было бы повесить рамки с фотографиями в выставочной галерее Муниципального культурного центра Рязани.
Видео Дмитрия Соколова
Веревки то и дело сплетаются в узлы, и нужно завидное терпение, чтобы распутывать их наощупь. Первые посетители выставки и не подозревают, что забавные снимки к 1 апреля сделал человек, который видит мир в размытых очертаниях. Но чувство юмора не зависит от обстоятельств, даже если зрение сохранилось всего на семь процентов.
Плохо видеть Александр начал в пятилетнем возрасте, и с тех пор окружающие предметы становились все менее и менее отчетливыми. Пришлось парню оставить пединститут на втором курсе, а вот с фотографией, которой увлекся в детстве, порывать не хотелось. Александр устроился на Рязанскую кинокопировальную фабрику, чтобы быть поближе к любимому делу и к растворам для проявки пленки.
– Я познакомился с ним на фабрике и с тех пор не перестаю удивляться чудесам, которые творит этот человек, – говорит фотохудожник Виктор Агеев. – Саша с трудом различает окружающие предметы, но делает превосходные снимки и заряжает своим приподнятым настроением остальных! Иногда кажется, что он видит этот мир каким-то внутренним зрением.
Ограниченные возможности не позволяют Сорокину заниматься фоторепортажем, его любимые жанры – натюрморт, пейзаж. Немало радостей доставляет портретная съемка. Фотограф использует лишь одному ему ведомые приемы, чтобы почувствовать миг, когда нужно нажать на спусковую кнопку затвора камеры. И тем не менее в 2005-2006 годах Александр Александрович умудрился заслужить звание лучшего свадебного фотографа.
Коробка со снимками и надписью «Сорокин» – словно сундучок со смешными сказками, в которых нет ничего придуманного. Сан Саныч не применяет фотомонтаж, а ищет подходящую натуру. Даже афишу к первоапрельской выставке «Это круто» сделал в жанре натюрморта. На бильярдном столе вместо шаров – сваренные вкрутую яйца, а кием служит металлический лом, которому придали необычную форму знакомые кузнецы.
Портрет хрюши, подаренный директору ДК нефтяников, положил начало известной в Рязани коллекции свинячих сувениров, собираемой Николаем Плетневым. А грациозный жест девушки с веером на портрете наводит на мысль, что испанскими танцами у нас начали заниматься и в салонах городского транспорта.
Смотришь на снимок горбатого запорожца, который тащит за собой на прицепе иномарку, и чувствуешь – вот она, метафора жизни. Важна не форма, а внутренняя установка на оптимизм!
– Ни о каком недуге я не думаю. Если в руках фотоаппарат, то хорошее настроение обеспечено. Я стараюсь передать его всем, кто посмотрит потом мои снимки, – говорит Александр Сорокин.
Разместив экспозицию, Сан Саныч вновь отправляется на поиск кадров.
– Свет сегодня хороший, контровой, небо чуть в дымке. Значит, будет тональная перспектива, – радуется фотограф, выходя из МКЦ. – Встретить бы еще людей повеселее! Надеюсь, сегодня мне повезет, ведь на календаре удачный день – 1 апреля.