Чем фотограф отличается от писателя?
Первый никогда не сможет повернуть время вспять, его снимки сиюминутны, а значит, особенно
достоверны. Фотолетопись по природе своей
обладает силой документа. Даже в постановочных
кадрах от внимательного взгляда не укроются детали, характерные для времени
«Рязанские ведомости» ведут фотолетопись вот уже 17 лет (с 4 апреля 1997 года). Мы запечатлеваем жизнь в ее неповторимых мгновениях – в кабине механизатора и спортзале школы, на фермах и заводах, в селах и городах. За эти годы изменилась не только страна – другой стала газетная фотография. Она движется в сторону раскрепощенности, случайности, спонтанности, она освобождается от оков старых шаблонов, нивелирующих реальность, от картинных поз, возвращаясь к собственной природе.
Великий Картье-Брессон предпочитал монументальным портретам маленькие фотоудостоверения личности. Простое фактологическое свидетельство, по его словам, иногда оказывается весомее искомого всеми художественного, поэтического образа. Да и разве сама правда, очищенная от фантазий, – не поэзия?
Механизатор, протирающий тряпкой лобовое стекло, – про него хоть сию минуту сочиняй героический эпос. Жарко, душно, и от земляной пыли не спрятаться в герметичной кабине. Кто знает, может быть через полсотни лет на поле будут выходить роботы, управляемые дистанционно по системе ГЛОНАСС, и тогда мы вспомним по фотографиям живых тружеников полей, еще раз представим, каким потом доставались вспаханные гектары, вновь порадуемся за них и воздадим им честь. А журналисты снова почувствуют незаменимость своей профессии и скажут: «Все эти наши командировки в поля и на фермы – не зря, правда?»
Мир в движении. Снимок – как переход из одной фазы движения в другую. Когда такой кадр есть, со временем случаются чудеса. В моменте соединяются прошлое, настоящее и будущее. А фотография становится маленькой дверью в вечность. И даже если газетные подшивки от старости рассыплются в прах, а компьютерные сервера «грохнутся» вместе с архивами, запечатленное мгновение останется где-то в других, неизвестных пока космических мирах, до которых наши фотографы, будем надеяться, обязательно доберутся, а потом привезут нам оттуда репортажи. Главное – смотреть на жизнь с добротою, и тогда каждый кадр, каждый дубль будет повышать ее удельный вес в мире. Будем же чуткими, чтобы не пропустить решающий момент. Как говорил Картье-Брессон, «для фотографов что произошло – произошло навсегда».