Зовут его Михаил Шабулин. В 1918-1919 годах этот человек обладал большой властью в Рязанской губернии. Не случайно сегодня некоторые из исследователей считают его одним из рязанских диктаторов тех лет.
Крестьянскому пареньку, уроженцу деревни Михалково, что теперь в Новодеревенском районе, Михаилу Шабулину удалось окончить Рязанскую учительскую семинарию и даже поработать сельским учителем. А потом – ускоренный выпуск Алексеевского военного училища и фронт Первой мировой войны. В 1918 году он вернулся в разворошенную революцией Рязань, замещал комиссара просвещения, работал в губисполкоме, стал его председателем. В грозном 1919 году, когда войска Мамонтова прорвались на территорию Рязанской губернии, Шабулин стал членом военно-революционного комитета.
Конечно, приходилось принимать жесткие и даже жестокие решения, потому что Шабулину приходилось отвечать за снабжение губернского центра продовольствием и топливом, бороться с дизертирством в формирующихся воинских подразделениях. Но еще и заниматься организацией школ, художественных курсов, театральных коллективов и выставок. Очень неоднозначные оценки личности этого «рязанского Марата» возникают, если почитать вышедшие недавно мемуары соратника Шабулина Михаила Воронкова, изданные при участии Рязанского музея молодежного движения, подготовленные к изданию рязанскими историками.
Нет, невозможно только судить или только превозносить деятелей того времени, как и любого другого. Они были не столь примитивны, как их сегодня иногда изображают. У них была своя правда, хотя нам и трудно порой проникнуться ее пониманием. Не случайно сегодня имя Шабулина носит одна из улиц Рязани. Может быть, назвали ее так потому, что Михаил Иванович ушел из жизни рано, до репрессий и пересмотров исторического багажа революции, в 1925 году.
Его догнал недуг, которым в то время страдали многие – великие и не очень. Шабулин заболеет туберкулезом, и то, что в 1921 году он оказался в Крыму, в Ялте, похоже, не было случайной ротацией партийных кадров. Большевиков отправляли на службу в только что отвоеванный у белых Крым не только работать, но и поправлять здоровье. В Ялте Шабулин стал председателем уезно-городского революционного комитета.
Дача Чехова на Аутской улице в Ялте к этому времени уже семнадцать лет жила без Антона Павловича Чехова. Писатель уехал в последний раз из Ялты в мае 1904 года. Все это время его дом сохраняла и оберегала сестра писателя Мария Павловна Чехова. Даже в трудные годы Первой мировой войны и страшные времена Гражданской. Жил в доме Чехова и его брат Иван Павлович с сыном.
Когда в город вошли красные, начались обыски, реквизиции и попытки если не отнять помещение, то уплотнить «барствующих» хозяев дачи. Достаточно сказать, что Мария Павловна пережила аресты и расстрелы близких знакомых Антона Павловича и девять (!) обысков. Было страшно.
Когда чужие люди пришли на Аутскую улицу в десятый раз, обитатели дома находились на грани отчаяния. Среди пришедших в дом Чехова был в этот раз Михаил Шабулин. Он сообщил хозяйке дома, что Белая дача Чехова находится теперь под защитой и охраной новой власти, и вручил Марии Павловне охранную грамоту. В ней было написано: «Ввиду исключительного внимания российского пролетариата к трудам и литературным заслугам умершего писателя Антона Павловича Чехова, дачу его на Аутской улице взять под свое наблюдение в целях полной сохранности и неприкосновенности внутри размещения обстановки, в которой писатель провел свои последние годы». Далее по пунктам обозначалась отмена уплотнений, реквизиций, обысков, арестов «без санкции ревкома», и указывалось, что за сохранность внутреннего распорядка несет ответственность отдел народного образования. Под документом стояла подпись Михаила Шабулина.
Событие это произошло 9 апреля 1921 года. Именно этот день Мария Павловна Чехова считала днем рождения музея, которому доведется пережить и фашистскую оккупацию, и уход из жизни близких Чехова уже после войны, и украинский период Крыма, и безденежье во времена перемен. На долю этого дома не досталось только забвения и невнимания со стороны туристов, влюбленных в прозу Чехова.
Михаил Иванович Шабулин умер в Ялте через четыре года. От туберкулеза.