22:39 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2886

Школа – центр села. Социокультурный

Человека, который счастливо влюблен, легко отличить от других. Он жизнерадостен, доброжелателен, светел. А еще он пишет стихи. Каждому, кто хоть раз пообщался с Ольгой Викторовной Пыриковой, директором сельской Чулковской средней школы, понятно, что она влюблена в свою школу. Заинтересованность, которую Ольга Викторовна проявляет в обустройстве школы, гордость, которая звучит в ее рассказах об учителях, радость от общения с детьми – все это в ней есть. Есть еще и стихи, посвященные родной школе:

На высоком месте,

Около дорог,

Есть в Чулкове школа –

Милый уголок.

В конкурсной творческой работе «Моя педагогическая философия» Пырикова написала: «Анализируя прожитый день, я вспоминаю все до мельчайших подробностей: приветливые улыбки односельчан, детишек с озорными глазенками и их звонкое «Здравствуйте, Ольга Викторовна!» Стены старинной школы – это аура света, зелени, тепла и доброты, как островок в безбрежном океане жизни».

Село Чулково по современным меркам считается большим: около пятисот домов, полторы тысячи жителей. Есть фельдшерско-акушерский пункт и библиотека. Но нет клуба и детского сада. Отсюда и проблема для школы: малышей, посещающих детский сад соседнего поселка, как правило, оставляют там учиться в школе. В Чулковской средней школе учатся около ста детей и работают двадцать педагогов.

– Нам просто необходимо было работать в инновационном режиме. Социальный заказ, определяющий цель образования в школе, является основным условием нашего развития, – говорит Ольга Викторовна.

Для того, чтобы работать в новом режиме, необходимы условия. Конечно, районное управление помогает, но школ в районе много, а средств недостаточно. Вот и пришла Пырикова к генеральному директору Скопинского автоагрегатного завода. Пришла не с протянутой рукой, а с рассказом о школе, её учителях, детях, которые после окончания могли бы работать на предприятии. Говорила убедительно, а потому заводчане стали шефами сельской школы.

Первый благотворительный проект – открытие компьютерного класса. Шефы помогли создать школьный сайт. У педагогов появилась возможность активно внедрять информационно-коммуникационные технологии, у детей – использовать ресурсы сети Интернет.

Затем автоагрегатчики помогли с оборудованием слесарной мастерской, и появилась возможность ввести в учебный план элементы индустриально-технологического профиля. Школа стала развивать идею непрерывного образования своих учеников через заключение совместных соглашений с заводом. Апробируется учебный план с углубленным изучением профильных предметов.

Дружба завода и школы носит самый разносторонний характер. Шефы помогли с приобретением спортивного инвентаря, пополнили библиотечный фонд, провели школьное радио, переоборудовали и отремонтировали столовую. Школьники бывают на заводе и принимают участие во всех торжествах, дают концерты. Участие шефов и усилия директора помогли школе села Чулково стать одной из лучших в районе.

После того, как материально-техническая база значительно улучшилась, у Пыриковой появилась идея: развивать школу как социокультурный центр села. Два года работа шла в режиме эксперимента, постепенно складывалась инфраструктура: народный театр, экологический питомник, этнографический музей, общественная библиотека, хореографическая студия, психологическая служба, досуговый клуб, филиал музыкальной школы. К числу успешных инновационных проектов директор относит и программу «Предшкола», предусматривающую интегрированную предшкольную подготовку детей. Для выравнивания стартовых возможностей ребятишек, безболезненной их адаптации к обучению под руководством заслуженного учителя России Татьяны Васильевны Улитиной в начальных классах успешно внедрялись программы для детей 5-6 лет и для детей 6-7 лет.

Педагогический коллектив Чулковской школы сравнительно молодой, нет текучки кадров. Директор убеждена в том, что в школу приходят люди, влюбленные в свою профессию, надо только предоставить им возможности для самореализации. Именно такая позиция Ольги Викторовны способствует созданию творческой атмосферы, в которой с успехом приживаются новые педагогические технологии.

– Нам не надо копировать технологии городских школ, которые часто дают сбой в малочисленных классах. Мы моделируем и строим образовательную систему социокультурного центра. Это благоприятная среда для становления индивидуальности сельского ребенка, – говорит Ольга Викторовна.

Заинтересованный подход к использованию новых программ дает возможность ребятам из сельской глубинки быть успешными. На протяжении последних пяти лет значительно выросла успеваемость. Участие чулковских ребят в предметных олимпиадах сопровождается победами на самых различных уровнях. Появились золотые медалисты, успешно сдается единый государственный экзамен.

И возвращаются в школу ее выпускники. В новом качестве – учителей. К любимому директору.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 107 (3658) от 11 июня 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Обыкновенный фашизм?
Жестокость фашизма поразила современное российское общество гораздо сильнее, чем многие думают. И хотя минуло уже 65 лет со дня Победы над этим черным спрутом, но отголоски той войны ...
Александр Джафаров
Ему ключи от детских сердец вручили небеса
Пафосное определение. Но других слов, как ни пыталась, не подобрала. Мне кажется, что с этим человеком я общалась много лет, хотя это совсем не так.
Читайте в этом номере: