– Владимир, первый вопрос традиционен: расскажите о конкурсе и премии «Звезды ВнеЗемелья», а также поясните нашим читателям, насколько этот конкурс открыт, доступен и, не скрою, престижен?
– О самом конкурсе лучше всего расскажет его пресс-релиз, с которым всегда можно ознакомиться на сайте «лунная радуга» (http://www.moonrainbow.ru) – он является постоянным местом проведения конкурса. Конкурс открытый, участие в нем бесплатное. «В реале» авторы встречаются друг с другом и со своими строгими судьями, членами жюри, только один раз в год: во время подведения итогов и награждения победителей. Церемония подведения итогов и вручения наград всем – победителям в специальных номинациях, финалистам и лауреатам конкурса – приурочена ко Дню космонавтики и проводится в Москве. Иными словами, любой автор фантастических рассказов и повестей может зайти на этот сайт и принять участие в конкурсе будущего года.
Конкурс «Звёзды ВнеЗемелья» на лучшее художественное литературное произведение о космосе имеет целью возродить интерес к космическим программам России (и особенно – работающим в них людям), выявить и поддержать талантливых авторов, простимулировать литературное творчество. Организаторы конкурса: отряд космонавтов Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, Общественная Алтайская краевая писательская организация Союза писателей России и общественное объединение «Проект ВнеЗемелье». Как видите, у организаторов разный статус и разные задачи по жизни. Но наука всегда идет рука об руку с творчеством и старается развить в людях способность мыслить и фантазировать. Организаторы стараются сделать все, чтобы произведения участников достигли массовой аудитории. По его итогам издаётся сборник лучших произведений «Звёзды ВнеЗемелья» в твёрдой обложке, с полноценной книжной регистрацией и рассылкой обязательных экземпляров. Насколько престижен этот конкурс? Я бы не хотел сравнивать подобные мероприятия, но жюри конкурса внушает уважение: писатель-фантаст Сергей Павлов, лётчик-космонавт, Герой России, командир отряда космонавтов РКК «Энергия» Юрий Усачев, космонавт-испытатель Марк Серов, писатель Анна Самойлова, руководитель интернет-проектов и автор идеи конкурса – Игорь Никишин. Нагрудный знак лауреатов – Звезда Ампары – изготовлен из золота. Думаю, эти особенности делают конкурс солидным творческим состязанием.
– Как вы дошли до жизни такой, что «Звёзды ВнеЗемелья» засияли вам?
– Если вы о биографии, то она почти заурядна: был техником в «Аэрофлоте», сейчас рабочий на заводе. Писать рассказы начал в 2005 году. Выкладывал их поначалу на свой сайт http://www.vegol.ru. Но писателю-любителю полезно знать свой уровень и периодически проверять его. Конкурсы – хорошее для этого средство. Первый конкурс, в котором я участвовал, назывался «Галилей». Мне удалось победить в нем, и в феврале 2007 года я привез из Харькова главный приз – «Золотое перо». В конкурсе «Звёзды ВнеЗемелья» я впервые принял участие и стал финалистом сезона 2008 – 2009 гг. Нынче же добрался до вершины. Так что путь к Звезде потребовал два года.
– «Звезды ВнеЗемелья» – конкурс фантастики «космической», но ведь не вся фантастика исчерпывается полетами на другие планеты. Мне, например, гораздо ближе «магический реализм», необычайные происшествия в обыденном пространстве… Пишете ли вы на другие темы, и какие из тем и сюжетов вам особенно близки?
– Мне представляется, что вся моя фантастика посвящена обычной жизни, ибо конечная цель моих рассказов – не удивить фантастическими подробностями, а поведать, как ведут себя люди в разных обстоятельствах «проверки на прочность». Мои герои – простые люди. Никаких суперменов. Если нужные мне события в России, к примеру, невозможны, я выбираю другую страну. Если события невозможны на Земле, я помещаю персонажей на Луну или Марс, но космос является лишь сценой, где разыгрываются события. Я не пишу о космосе ради космоса или для пущей фантастичности. Поэтому «космических» рассказов у меня немного.
– А сколько всего у вас рассказов, повестей, есть ли романы? Вообще, чем вас привлекает жанр фантастики?
– Сначала был протест против скучнейшего школьного курса литературы. Чтение фантастики означало внутреннюю свободу! Я понял, что есть другая литература. Потом фантастика вошла в мою жизнь. Написание фантастики – моя сегодняшняя свобода. Можно выйти за рамки реальности, можно по-своему объяснить события прошлого. Можно заглянуть в будущее. Можно все. Критерий лишь один – правдивость. Хорошие книги правдивы, говаривал герой Станислава Лема пилот Пиркс.
Пишу я мало, правда, редакции фантастических журналов и альманахов меня не обижают, отказывают в публикации редко. Всего я написал три небольших повести и около тридцати рассказов. Более крупных произведений у меня нет. Романы – удел профессионалов.
– Какой вы видите сегодняшнюю российскую фантастику? Ваш коллега по конкурсу «Звезды ВнеЗемелья», молодой писатель-фантаст Дэн Шорин считает, что по-настоящему хорошие фантастические рассказы встречаются только в западных журналах. Вы с ним согласны?
– Несколько лет назад я часто бывал в книжных магазинах и покупал фантастику. Потом все чаще и чаще уходил с пустыми руками – полки ломятся от книг, а купить нечего! Тогда и пришла мысль что-то написать самому. Ведь не боги, в самом деле, обжигают горшки… Теперь я редко бываю в книжных… Спорить с уважаемым Дэном не стану, потому что не читал западных журналов. И не знаю, какие рассказы он считает «по-настоящему хорошими». Возможно, мы расходимся во мнениях. А мои усилия вряд ли что-то изменят, они – капля в море.
– Владимир, значат ли ваши слова «Теперь я редко бываю в книжных», что вы читаете и перечитываете только сам себя? Шутка. Но кого вы все же читаете?
– Это значит только то, что я в книжных бываю редко. Во-первых, не хватает времени. Я живу в Дашково-Песочне, а работаю в Карцеве. В «городе» почти не бываю. В Песочне давно нет книжных магазинов, а поездка в центр при нынешних пробках займет полдня. К тому же я весьма консервативен, все любимые книги и авторы у меня есть, и я периодически ими «подпитываюсь». Новых вроде и не нужно. Регулярно читаю альманах «Полдень XXI век», благо, он продается в киосках «Роспечати». Дает ли он представление о современной российской фантастике? В какой-то степени – да. Но я и не ставил перед собой задачу серьезного ее изучения. Есть еще опасность невольно нахвататься чужих идей… Каких авторов читаю? Из фантастов – Лем, Стругацкие, А. Кларк, Р. Шекли, А. Днепров, Боб Шоу… всех не перечислить. Из нефантастов мне нравятся Дж. Лондон, В. Пикуль, И. Бунич… Вы, видимо, думаете, что фантасты – какие-то особенные люди с оригинальной структурой сознания, и поэтому задали подобный вопрос. Это справедливо отчасти. Не буду говорить за всех фантастов, но себя я вижу не столько писателем, сколько технарем, и для меня нет качественной разницы между литературным и техническим творчеством. В моем круге чтения присутствуют авторы-ученые: И.С. Шкловский, С. Хокинг, Р. Пенроуз, Р. Фейнман, К. Саган. Не буду расшифровывать, о чем их книги, они достаточно специфичны.
– Какой вы видите будущую российскую фантастику?
– Фантастика сегодня держится на игре спроса и предложения, издательства занимаются бизнесом, а не искусством. Куда занесет фантастику эта игра, угадать нетрудно. Уже выписано свидетельство о смерти научной фантастики (Павел Амнуэль, «Реквием по научной фантастике», «Полдень XXI век», январь 2010 г.). Боюсь, что вскоре останутся лишь «подходящие» экранизациям и играм-«стрелялкам», оттого коммерчески непотопляемые произведения. Нет, я не против кинофэнтези и не против компьютерных игр, но это не мое… В конечном счете, все зависит от читателя. Каков будет читатель – таковы будут и писатели. Научная фантастика «вымирает» по очень простой причине: отсутствие спроса. Времена физиков и лириков прошли. И научных романтиков, взахлеб читавших научную фантастику, тоже. Грамотных «рассказчиков»-фантастов – становится все меньше. А неграмотные даже адронный коллайдер, который должен восхищать, превратили в пугало. В мозгах полный мрак. Какая уж тут научная фантастика! Окунувшись с головой в прагматизм, люди перестали мечтать. Воскреснет ли научная фантастика? Не знаю. Но пишу её, покойницу.
– То есть реанимируете ее. А что вы думаете о текущей критике фантастики?
– Меня критики вниманием не балуют. Читатели в сети пишут мне комментарии, и то не часто. Критикам надо бы больше обращать внимание на любителей. Выявлять перспективных и помогать им. Роль критиков очень велика. Они могут возвысить, могут не заметить. Могут привлечь внимание издателя. Могут «открыть автора» или стереть в порошок.
– Внимание критиков – дело наживное. Ощущать на себе «прицел» внимания людей, чья профессиональная обязанность – отреагировать на результат ваших творческих мук и исканий – это нелегко.
– Этим меня не запугаешь. Хотя и самоцель себе такую – попасть «в обойму» маститых фантастов, стать «на слуху», «зазвездиться» – не ставлю. Скажу одно: хорошо быть любителем и творить свободно!
Беседовала
Елена Сафронова.