00:27 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2126

Реаниматор научной фантастики

Фантастика – область весьма специфическая. Не всякий даже «продвинутый» читатель ее выбирает для чтения. Кому-то этот жанр кажется слишком легковесным, кому-то – чрезмерно заумным, кому-то – не имеющим ничего общего с действительностью и уже поэтому не имеющим права на существование… Но в одном роднятся и сторонники, и противники, и поклонники фантастической литературы, и даже индивиды, полностью ей чуждые: чуть что-то рядом происходит вопреки ожиданиям, чуть что-то извне удивляет-поражает, все восклицают: «Это фантастика!» У культурной общественности Рязани тоже есть повод восклицать: «Это фантастика!» Уже лет десять как Рязань стала «кузницей кадров» отечественной фантастики – это феномен чудесной природы, не сочетающийся с истоками литературы, которую принято называть «рязанской». Здесь проживают известные на «фэндоме» (околофантастическая социальная среда) писатели-фантасты: Сергей Панарин, Юрий Манов, Олег Шелонин и Виктор Баженов, Галина Романова. Правда, все они не так часто фигурируют в городских газетах как интервьюируемые писатели. Но сегодня есть весомый повод представить публике одного из фантастических авторов и таким образом пополнить список фантастов, проживающих в Рязани. Прозаик малой формы Владимир Голубев, постоянный автор альманаха Бориса Стругацкого «Полдень XXI век», в апреле 2010 года стал лауреатом всероссийского фантастического конкурса «Звезды ВнеЗемелья». Логично поэтому начать с расспросов о награде, нашедшей героя.

– Владимир, первый вопрос традиционен: расскажите о конкурсе и премии «Звезды ВнеЗемелья», а также поясните нашим читателям, насколько этот конкурс открыт, доступен и, не скрою, престижен?

– О самом конкурсе лучше всего расскажет его пресс-релиз, с которым всегда можно ознакомиться на сайте «лунная радуга» (http://www.moonrainbow.ru) – он является постоянным местом проведения конкурса. Конкурс открытый, участие в нем бесплатное. «В реале» авторы встречаются друг с другом и со своими строгими судьями, членами жюри, только один раз в год: во время подведения итогов и награждения победителей. Церемония подведения итогов и вручения наград всем ­­– победителям в специальных номинациях, финалистам и лауреатам конкурса – приурочена ко Дню космонавтики и проводится в Москве. Иными словами, любой автор фантастических рассказов и повестей может зайти на этот сайт и принять участие в конкурсе будущего года.

Конкурс «Звёзды ВнеЗемелья» на лучшее художественное литературное произведение о космосе имеет целью возродить интерес к космическим программам России (и особенно – работающим в них людям), выявить и поддержать талантливых авторов, простимулировать литературное творчество. Организаторы конкурса: отряд космонавтов Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, Общественная Алтайская краевая писательская организация Союза писателей России и общественное объединение «Проект ВнеЗемелье». Как видите, у организаторов разный статус и разные задачи по жизни. Но наука всегда идет рука об руку с творчеством и старается развить в людях способность мыслить и фантазировать. Организаторы стараются сделать все, чтобы произведения участников достигли массовой аудитории. По его итогам издаётся сборник лучших произведений «Звёзды ВнеЗемелья» в твёрдой обложке, с полноценной книжной регистрацией и рассылкой обязательных экземпляров. Насколько престижен этот конкурс? Я бы не хотел сравнивать подобные мероприятия, но жюри конкурса внушает уважение: писатель-фантаст Сергей Павлов, лётчик-космонавт, Герой России, командир отряда космонавтов РКК «Энергия» Юрий Усачев, космонавт-испытатель Марк Серов, писатель Анна Самойлова, руководитель интернет-проектов и автор идеи конкурса – Игорь Никишин. Нагрудный знак лауреатов – Звезда Ампары – изготовлен из золота. Думаю, эти особенности делают конкурс солидным творческим состязанием.

– Как вы дошли до жизни такой, что «Звёзды ВнеЗемелья» засияли вам?

– Если вы о биографии, то она почти заурядна: был техником в «Аэрофлоте», сейчас рабочий на заводе. Писать рассказы начал в 2005 году. Выкладывал их поначалу на свой сайт http://www.vegol.ru. Но писателю-любителю полезно знать свой уровень и периодически проверять его. Конкурсы – хорошее для этого средство. Первый конкурс, в котором я участвовал, назывался «Галилей». Мне удалось победить в нем, и в феврале 2007 года я привез из Харькова главный приз – «Золотое перо». В конкурсе «Звёзды ВнеЗемелья» я впервые принял участие и стал финалистом сезона 2008 – 2009 гг. Нынче же добрался до вершины. Так что путь к Звезде потребовал два года.

– «Звезды ВнеЗемелья» – конкурс фантастики «космической», но ведь не вся фантастика исчерпывается полетами на другие планеты. Мне, например, гораздо ближе «магический реализм», необычайные происшествия в обыденном пространстве… Пишете ли вы на другие темы, и какие из тем и сюжетов вам особенно близки?

– Мне представляется, что вся моя фантастика посвящена обычной жизни, ибо конечная цель моих рассказов – не удивить фантастическими подробностями, а поведать, как ведут себя люди в разных обстоятельствах «проверки на прочность». Мои герои – простые люди. Никаких суперменов. Если нужные мне события в России, к примеру, невозможны, я выбираю другую страну. Если события невозможны на Земле, я помещаю персонажей на Луну или Марс, но космос является лишь сценой, где разыгрываются события. Я не пишу о космосе ради космоса или для пущей фантастичности. Поэтому «космических» рассказов у меня немного.

– А сколько всего у вас рассказов, повестей, есть ли романы? Вообще, чем вас привлекает жанр фантастики?

– Сначала был протест против скучнейшего школьного курса литературы. Чтение фантастики означало внутреннюю свободу! Я понял, что есть другая литература. Потом фантастика вошла в мою жизнь. Написание фантастики – моя сегодняшняя свобода. Можно выйти за рамки реальности, можно по-своему объяснить события прошлого. Можно заглянуть в будущее. Можно все. Критерий лишь один – правдивость. Хорошие книги правдивы, говаривал герой Станислава Лема пилот Пиркс.

Пишу я мало, правда, редакции фантастических журналов и альманахов меня не обижают, отказывают в публикации редко. Всего я написал три небольших повести и около тридцати рассказов. Более крупных произведений у меня нет. Романы – удел профессионалов.

– Какой вы видите сегодняшнюю российскую фантастику? Ваш коллега по конкурсу «Звезды ВнеЗемелья», молодой писатель-фантаст Дэн Шорин считает, что по-настоящему хорошие фантастические рассказы встречаются только в западных журналах. Вы с ним согласны?

– Несколько лет назад я часто бывал в книжных магазинах и покупал фантастику. Потом все чаще и чаще уходил с пустыми руками – полки ломятся от книг, а купить нечего! Тогда и пришла мысль что-то написать самому. Ведь не боги, в самом деле, обжигают горшки… Теперь я редко бываю в книжных… Спорить с уважаемым Дэном не стану, потому что не читал западных журналов. И не знаю, какие рассказы он считает «по-настоящему хорошими». Возможно, мы расходимся во мнениях. А мои усилия вряд ли что-то изменят, они – капля в море.

– Владимир, значат ли ваши слова «Теперь я редко бываю в книжных», что вы читаете и перечитываете только сам себя? Шутка. Но кого вы все же читаете?

– Это значит только то, что я в книжных бываю редко. Во-первых, не хватает времени. Я живу в Дашково-Песочне, а работаю в Карцеве. В «городе» почти не бываю. В Песочне давно нет книжных магазинов, а поездка в центр при нынешних пробках займет полдня. К тому же я весьма консервативен, все любимые книги и авторы у меня есть, и я периодически ими «подпитываюсь». Новых вроде и не нужно. Регулярно читаю альманах «Полдень XXI век», благо, он продается в киосках «Роспечати». Дает ли он представление о современной российской фантастике? В какой-то степени – да. Но я и не ставил перед собой задачу серьезного ее изучения. Есть еще опасность невольно нахвататься чужих идей… Каких авторов читаю? Из фантастов – Лем, Стругацкие, А. Кларк, Р. Шекли, А. Днепров, Боб Шоу… всех не перечислить. Из нефантастов мне нравятся Дж. Лондон, В. Пикуль, И. Бунич… Вы, видимо, думаете, что фантасты – какие-то особенные люди с оригинальной структурой сознания, и поэтому задали подобный вопрос. Это справедливо отчасти. Не буду говорить за всех фантастов, но себя я вижу не столько писателем, сколько технарем, и для меня нет качественной разницы между литературным и техническим творчеством. В моем круге чтения присутствуют авторы-ученые: И.С. Шкловский, С. Хокинг, Р. Пенроуз, Р. Фейнман, К. Саган. Не буду расшифровывать, о чем их книги, они достаточно специфичны.

– Какой вы видите будущую российскую фантастику?

– Фантастика сегодня держится на игре спроса и предложения, издательства занимаются бизнесом, а не искусством. Куда занесет фантастику эта игра, угадать нетрудно. Уже выписано свидетельство о смерти научной фантастики (Павел Амнуэль, «Реквием по научной фантастике», «Полдень XXI век», январь 2010 г.). Боюсь, что вскоре останутся лишь «подходящие» экранизациям и играм-«стрелялкам», оттого коммерчески непотопляемые произведения. Нет, я не против кинофэнтези и не против компьютерных игр, но это не мое… В конечном счете, все зависит от читателя. Каков будет читатель – таковы будут и писатели. Научная фантастика «вымирает» по очень простой причине: отсутствие спроса. Времена физиков и лириков прошли. И научных романтиков, взахлеб читавших научную фантастику, тоже. Грамотных «рассказчиков»-фантастов – становится все меньше. А неграмотные даже адронный коллайдер, который должен восхищать, превратили в пугало. В мозгах полный мрак. Какая уж тут научная фантастика! Окунувшись с головой в прагматизм, люди перестали мечтать. Воскреснет ли научная фантастика? Не знаю. Но пишу её, покойницу.

– То есть реанимируете ее. А что вы думаете о текущей критике фантастики?

– Меня критики вниманием не балуют. Читатели в сети пишут мне комментарии, и то не часто. Критикам надо бы больше обращать внимание на любителей. Выявлять перспективных и помогать им. Роль критиков очень велика. Они могут возвысить, могут не заметить. Могут привлечь внимание издателя. Могут «открыть автора» или стереть в порошок.

– Внимание критиков – дело наживное. Ощущать на себе «прицел» внимания людей, чья профессиональная обязанность – отреагировать на результат ваших творческих мук и исканий – это нелегко.

– Этим меня не запугаешь. Хотя и самоцель себе такую – попасть «в обойму» маститых фантастов, стать «на слуху», «зазвездиться» – не ставлю. Скажу одно: хорошо быть любителем и творить свободно!

Беседовала
Елена Сафронова.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 107 (3658) от 11 июня 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Командир почтовых карточек
Филателисты – люди любознательные и азартные. За какой-нибудь редкой маркой или открыткой они готовы идти хоть на край света. Как правило, коллекционеры собирают уже имеющиеся ...
Димитрий Соколов
Радость творчества
Собеседник рассказывал мне, как он готовил дипломную работу в торгово-экономическом техникуме по специальности «повар-технолог». Даже подробный рецепт продиктовал. Главное в любом ...
Лидия Рябова
Читайте в этом номере: