22:17 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
3007

Мы и город

От нас уходит особенная, самобытная Рязань

 Сегодня в мире отмечают Международный день памятников и исторических мест. Он был установлен Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, действующей при ЮНЕСКО, для того, чтобы обратить внимание людей на  проблемы сохранения и защиты нашего культурного наследия.

Сегодня в России ситуация с охраной этого самого культурного наследия обстоит не лучшим образом:  уничтожаются  заповедные и исторические зоны,  утрачивается исторический облик наших городов. Рязань в этом смысле не является исключением из правила.  Она почти полностью утратила  прежние исторические черты за  последние десятилетия.

Об этом мы разговариваем с  заместителем директора Государственного архива Рязанской области, кандидатом исторических наук Дмитрием Филипповым. Его смело можно считать экспертом в этом вопросе  хотя бы потому, что он много лет изучает историческую топографию Рязани 18-19 веков. С его активным участием в последние годы вышли несколько интереснейших  изданий по истории города и области, в частности монументальный том «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России», посвященный Рязанской области.

А еще Дмитрий Юрьевич читает замечательные лекции в Рязанском художественном музее, «Рязань историческая: образы пространства». Популярность цикла нарастает. И потому наш разговор об образах рязанского пространства, которые мы так часто безжалостно разрушаем, абсолютно уместен.

Р.В. – Дмитрий Юрьевич, давайте начнем с того, что вы сказали мне об историческом наследии Рязани по телефону: точка невозврата перейдена. Когда вы это поняли?

Д.Ф. – Интерес к исторической Рязани у меня возник очень давно, в школьную и студенческую пору. Наблюдение этой среды продолжается десятилетия, а как результат – знание ее до детали, до какого-то элемента. Когда это все на твоих глазах начинает растворяться и убегать, задумываешься над тем, когда и как и это происходит.

Эта  проблема не только Рязани, она характерна для многих русских городов и возникает, на мой взгляд, прежде всего, из невежества. Мы не знаем, с чем мы имеем дело,  не понимаем  ценности окружающего нас мира. Парадоксальная ситуация: наши граждане, которые выезжают в Европу,  возвращаются оттуда с  восхищением по поводу сохранности всего старинного. Но при этом они не задаются вопросом:  что же  мы не сохраняем у себя  то же самое, только в нашем, национальном исполнении. 

Исторический город, который мы еще сейчас можем видеть в отдельных фрагментах, не тронутым  сохранить, конечно, нельзя. Но можно было сохранить дух, атмосферу, колорит этого места. С Рязанью вообще ситуация для европейской России уникальная. Через этот город не прошла ни одна война, он не пострадал от тотальных  разрушений. До 60-х годов ХХ века это был типичный губернский город XIX века в своих  масштабах, укладах, традициях. С одной стороны, это было урбанизированное пространство,  с другой – оно плавно выходило в природную среду, вписывалось в пойму Оки  вплоть до Солотчи. Сейчас вся эта территория активно застраивается,  и в этом пространстве нам предлагают жить. Узкие улицы застраиваются высоченными домами, становится темно и тесно. Неба нет. Нарушаются и  инсоляция, и воздушные потоки. И самое главное: люди смотрят в окна друг другу. Возникает ситуация, когда человек лишен частного, интимного  пространства – на работе, на улице,  дома. Это противоречит и логике человеческого общежития, и всем нормам. Примеров сколько угодно, когда дома мешают друг другу. На Подгорной стоит старенькая трехэтажная «сталинка» и рядом – огромный девятиэтажный гигант. Дом, который все солнечное освещение получал из юго-западного направления окон,  сейчас во второй половине дня  солнца не видит.

Р.В. – Чего вам из утраченного больше всего жаль?

Д.Ф. – Скажу о том, что для кого-то, возможно, дико прозвучит:  у нас  в городе практически нет красивых, больших, старых деревьев, которые в Рязани были всегда. Город застраивался по усадебному принципу, и в усадьбах деревья сохранялись. Из таких потерь мне безумно жалко вяз, который стоял на улице Ленина у кинотеатра «Родина». Роскошный был вяз, просто великолепный.  В свое время  в городе Липецке я с изумлением увидел такое же огромное дерево, которое стоит в районе, где снесена историческая застройка, стоят новые дома, но дерево аккуратно обнесено заборчиком, вокруг него газон и даже табличка стоит. У дерева есть статус памятника природы.  Ведь  это городская среда. Она из этого формируется.

Из того, что потеряли, трудно вычленить что-то: дом Банковского на Цветном бульваре – роскошный деревянный, и я не верю, что его восстановят и спасут. Жалко дом Малашкиных  в Газетном переулке. Мало того, что он дал название переулку, здесь печаталась первая городская частная газета. По культурному наполнению, по той истории, которая  жила в доме, он мог бы стать интересным культурным центром. Его снести нельзя, потому что  – памятник, а восстанавливать, похоже, не хотят. Такая же история и с печально известным домом Хвощинских. Ужасно жалко дом Любомудровых на улице Новослободской. Такой добротный городской дом, низ каменный, верх деревянный, мезонин. И семья там жила замечательная. 

Безумно жалко того, что уютные старые улицы превращаются в коридоры, длинные, как в коммуналке. Была очень живописной улица Свободы, от площади – наверх, к университету. Один из домов был вообще редчайшим памятником деревянного провинциального модерна.  Его снесли, не  задумываясь и не сожалея. А там, где теперь остался единственный деревянный дом с бельведером, настолько был живописный ряд домов, разных по объему, композиции, которые улицу выстраивали и создавали удивительно уютное пространство... Это даже объяснить сейчас невозможно тем, кто не видел.

Р.В. –  Традиционный русский вопрос: что делать?

Д.Ф. –  Давайте попробуем посмотреть на то, что делают в других местах.  Самый близкий пример к  Рязани – Коломна. В принципе, ничего сильно затратного не сделано. Приведены в порядок улицы и дома.  Как соотносилось в этом процессе участие жильцов, собственников и муниципалитета, можно выяснить. Но эффект – налицо, ты идешь по городу и понимаешь, что с ним работают, им занимаются. Второй пример – деревянный Томск, где смогли сохранить деревянное зодчество, которое настолько роскошно, что кажется архитектурным пиршеством, иногда даже излишеством.

Но «красиво» или «некрасиво» не может быть критерием в вопросе сохранения историко-культурного наследия. Критерии прекрасного со временем меняются. Например, в Рязани есть дом Лебедева на улице Полонского, где сейчас один из факультетов медуниверситета. Когда в 1905 году Лебедев этот дом выстроил, его даже в прессе критиковали. Мы сейчас смотрим и говорим: как здорово. У нас под критерий памятника чаще всего попадает то, что в резьбе, кокошниках, резных полотенцах, – это красиво в сравнении с «хрущевками». Когда Рязань в 60-е годы пережила бум урбанизации, появились средства, начали ремонтировать жилой фонд и  сносить всю эту красоту, все содрали, оставили голые фасады. Есть такой пример - дом по улице Скоморошинской. Он сейчас вообще никакой. Вдруг в книге 1954 года издания я увидел фото этого дома и  его не узнал. Это был добротный образчик эклектики, декор – с избытком, отдельные элементы классики.  Дом был особенный, интересный, но с него все содрали, и вот перед нами барак.

Если возвращаться к тому, что делать. Во-первых, надо хотеть что-то делать. Для себя решить, что мы это делаем. Изучать опыт. Были предложения передать все это в частные руки.  А почему нет? Только должно быть очень четко прописано: на каких условиях, для каких целей, с какими платежами, под какие функции все это передавать.

 Конкурс, например.  Продаем вам памятник за 2 копейки при условии, что вы  его сохраните, отреставрируете.

И это может быть одним из способов решения проблемы. Есть хороший пример – дом на улице Вознесенской, который содержит очень бережно частная компания. Когда они в прошлом году делали ремонт и сняли весь декор, кто-то возмущался. Но они все восстановили, обшили дом новым тесом, сохранили его облик.   Нужна четкая позиция городской  власти.

Р.В. –  Почему у нас не наблюдается общественной активности  в связи со спасением исторического облика города?  Как в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Москве? Это у нас такая ментальность?

Д.Ф. – Это какая-то локальная ментальность. Я Рязань очень нежно люблю, это мое родное место. И это, наверное, дает мне право и критиковать, и хвалить его потому, что я знаю его изнутри.  Рязань – город сложный  с точки зрения  самоидентификации. Коренных рязанцев, живущих в городе на протяжении многих поколений, мало. Город на протяжении многих десятилетий пополнялся и рос за счет приезжих. Я не говорю, что это плохо. Но социум рязанский очень мобильный, подвижный, тесно связанный с Москвой и в некоторой степени равнодушный к пространству, пребывание в котором считает временным.

 Второе. Просто беда – наше невежество и неизученность пространства, в котором мы живем.  Рязань была маленьким городом, населенным  чиновниками, интеллигенцией, военными – разными элементами социальной среды, которые обрастали предметным миром, что образовывался вокруг них. Все это оседает и порой обнаруживается в опустевших домах.    Сейчас никто не ставит вопрос о том, что прежде, чем снести, дом надо обследовать. Факт, который есть в рязанской городской памяти: много лет назад был найден чемодан с письмами Хвощинских в доме, который шел под снос и был связан с этой семьей.

  Мы  часто даже не знаем, что  бульдозерами сгребают.  Знаете, что обиднее всего? Только удалось в архивных фондах нащупать каналы, по которым можно восстановить историю рязанских домов в лицах, разработать методику поиска необходимой информации. Казалось бы, работай, какое пространство для исследования. Но  только ты к этому приступаешь, как видишь, что уже нет предмета  для изучения, он уже разрушен.  Остается только история утраченного.

Р.В. – Вы читаете лекции в художественном музее.  Что  это за аудитория?

Д.Ф. – Цикл лекций – это совместный проект Государственного архива Рязанской области и Рязанского областного художественного музея, посвященный сразу двум юбилеям – 130-летию Рязанской ученой архивной комиссии, из которой все мы, рязанские архивисты и музейные работники, вышли, и 100-летию первой выставки в художественном музее, а также это наш вклад в Год культуры. Возникла идея благодаря моей многолетней работе в авторском коллективе «Свода памятников», изданного в 2012 году. Кто к нам приходит? Это интересующиеся историей люди, например, работники рязанских музеев, библиотек, члены клуба археологов, краеведы. Но эта аудитория, скажем, искушенная. На мой взгляд, главное, что на приглашение откликается интернет-аудитория. Это самые разные люди, которым просто интересно узнать что-то новое. Три лекции прочитаны. Число слушателей увеличивается - от 50 до 70 человек и больше. Люди идут сами,  в личное свободное время, слушают, задают вопросы. Для меня самое главное, что в группе «Рязань, которую мы потеряли», уже пять лет существующей в социальной сети ВКонтакте, после каждой лекции начинается прирост участников.  Это значит, что начатое дело интересно обществу, значимо для него и находит отклик.

***

Остается только надеяться на то, что от интернет-активности люди, послушав лекции Дмитрия Филиппова,  перейдут к другой активности, более действенной, и попытаются спасти то, что осталось от старой Рязани.  Даже если точка невозврата уже пройдена, в Рязани  есть что защищать.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 70 (4618) от 18 апреля 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Скорая пожарная помощь
Именно так можно назвать участников добровольной пожарной дружины, благодаря действиям которых подчас спасаются жизни людей
Елена Серебрякова
История одной бабушки
Меняются или остаются неизменными наши семейные ценности?
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: