05:28 МСК
Пятница
10 / 07 / 2020
2269

Александр Тамоников: «Оставайтесь самим собой»

Писатель А. Тамоников в представлении не нуждается. Особенно после того, как в 2006 году на телеэкраны России вышел сериал «Грозовые ворота» по произведению Александра Александровича. Главным управлением воспитательной работы ВС РФ, совместно с представителями общественного Совета при Министерстве обороны и ветеранских организаций, роман «Грозовые ворота» признан одним из ста лучших произведений русской литературы об армии за всю историю России и вышел в свет в специальной серии «Библиотека патриотической литературы» по заказу Министерства обороны.

По данным Российской книжной палаты за 2012 год, Александр Тамоников стал десятым в топ-10 самых издаваемых в России авторов. Он награжден Почетным знаком администрации города «За заслуги перед городом Рязанью». 

Александр Тамоников – лауреат трех международных литературных премий: А. Фадеева, К. Симонова, В. Пикуля, – а также всероссийской премии им. генералиссимуса Суворова и общественной премии профессионального признания «Лучшие перья России». У Тамоникова вышло 85 книг батальной прозы в издательстве «Эксмо», общий тираж которых составляет более 6 миллионов экземпляров. Среди них автор выделяет тетралогию «Батальон Мужества» – о подвиге батальона десантников Рязанского 137-го гвардейского парашютно-десантного полка в начале первой чеченской кампании. Сюжет произведения основан на реальных событиях.

Даже не верится, что этот звучный список заслуг принадлежит писателю, живущему в провинции, поэтому интервью с Александром Александровичем я начала с адресного вопроса.

Р.В. – Александр Александрович, мы с вами предыдущий раз общались в середине «нулевых». Вы по-прежнему живете и работаете в Рязани?

А.Т. – По-прежнему. Хотя подавляющее большинство убеждено, что я давно переехал в Москву или даже за границу. И меня удивляет это. Почему автор, которого издает ведущее российское издательство, обязательно должен жить в Москве? Мне комфортно в родном городе, и никуда переезжать я не собираюсь.

Р.В. – Во время нашей прошлой встречи ставился сериал «Грозовые ворота». Миновало почти 10 лет. Расскажите о ваших новых достижениях. Новые премии получили?

А.Т. – Ничего особенного за 10 лет не произошло. Это отчасти объясняется тем, что с 2007 года я не выставлял свои работы на конкурсы. В начале литературной деятельности премии являлись, в каком-то смысле, элементом самоутверждения и стимулом для дальнейшей работы. Впоследствии необходимость в этом отпала, как угасло и желание участвовать в гламурных тусовках, презентациях и других подобных мероприятиях. Видимо, всему свое время.

Р.В. – А что у вас нового в собственно литературной деятельности?

А.Т. – Главной своей работой последнего времени считаю роман в двух книгах «Белый Царь – Иван Грозный», над которым я работал два с половиной года. Создание романа инициировал Благотворительный фонд «В Честь Пресвятой Богородицы». Наверное, покажется странным, что автор боевиков вдруг взялся за масштабный исторический роман. Когда мне предложили написать книгу о первом русском царе, я тоже сомневался, смогу ли? Ведь я никогда и близко не касался исторической прозы. Хотя меня интересовало давно, почему роль Ивана IV в истории России показывается скудно и однобоко. И был ли он действительно кровавым тираном? Изучив множество исторического материала, труды классиков русской литературы, современных ученых и писателей, и особенно работы Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), я пришел к неожиданным выводам. Они и легли в основу романа, в котором Иван Грозный представлен не кровожадным тираном, а Великим Государем – созидателем, полководцем и выдающимся политиком, создавшим единое централизованное государство Российское. Первый том романа «Белый Царь – Иван Грозный» планируется к выпуску издательством «Эксмо» в августе с.г., второй том – в сентябре. Этим моя работа в жанре исторической литературы не заканчивается. Сейчас я работаю над дилогией «Белый Царь – Николай II». Одновременно продолжаю писать и военно-приключенческие книги.

Р.В. – Последнее время, к сожалению, богато вооруженными конфликтами в разных точках России и земного шара. Находят ли они отражение в вашей прозе?

А.Т. – Вооруженные конфликты возникали всегда, когда сталкивались чьи-либо политические и экономические интересы. И в ХХ веке их было немало. Сейчас они принимают более угрожающие масштабы и более разрушительны для народов стран, которые планомерно втягиваются в кровавые локальные войны. Естественно, они отражаются в моих работах. Созданные мной персонажи действуют и в современном Афганистане, и в Пакистане, и в Ливии, и в Иране. В этих работах больше авторского вымысла, но за основу взяты реальные угрозы.

Р.В. – Насколько востребована сегодня издательствами военная проза? Не было ли такого, чтобы издатели вам предлагали «сменить формат»?

А.Т. – Военная проза достаточно востребована. Я могу судить по своим книгам. Мне не предлагают никаких проектов, связанных с изменением жанра. Для разнообразия я иногда перехожу на детектив, но и детектив тесно переплетается с военной тематикой.

Р.В. – Много авторов пишут военную прозу и документальные книги на темы баталий в основном по личному опыту. Но такой известности, как вы, достигают не многие. С чем это связано? И есть ли «рецепт» для начинающего писателя, как стать знаменитым и читаемым?

А.Т. – Начиная писать в 40 лет, я не ставил цели стать знаменитым, популярным. Я пишу то, что мне близко и интересно. И не считаю себя известным автором. Даже соседи по дому не знают, что я занимаюсь литературной деятельностью, а когда узнают, то очень удивляются. И это вполне меня устраивает. Я не хочу, чтобы меня узнавали на улице. Я такой же, как все. Просто у меня необычный род занятий. Советы начинающим авторам? Если у вас возникла потребность писать, пишите, несмотря на то, нравятся кому-то ваши работы или нет. Не старайтесь подражать другим авторам, это тупиковый путь. Оставайтесь самим собой, спокойно относитесь к неудачам и продолжайте работу. Тогда можно рассчитывать на результат.

Р.В. – В Рязани есть «предание», что вы показывали рукописи нескольких местных авторов в издательстве. Так ли это, и помогло ли ваше вмешательство – ведь провинциальные писатели порой не знают, как подступиться к изданию своих трудов?

А.Т. – Да, я показывал рукописи рязанских писателей в издательстве. Но, к сожалению, «Эксмо» издало только одного. И не потому, что я «повлиял» на редакторов, это невозможно по определению, а потому, что они по достоинству оценили предложенный роман. По моему искреннему мнению, в Рязани очень много по-настоящему талантливых писателей. Я могу это утверждать, так как состоял в областном отделении Союза писателей России. Наши писатели создают блестящие произведения, их книги, будь то проза или поэзия, не только достойны издания в ведущих издательствах, они просто должны быть на полках книжных магазинов. И наши авторы, несомненно, оставят свой след в русской литературе. Главная ценность их произведений в том, что они написаны душой и сердцем. А это в небытие не уходит.

Р.В. – Спасибо за интервью, желаем дальнейших свершений и побед на литературном фронте!

Беседовала

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 70 (4618) от 18 апреля 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Ищу маму
Наша газета совместно с министерством образования Рязанской области продолжает акцию по устройству в семью детей, оставшихся без родителей. Напоминаем, что сведения о детях предоставлены ...
книжные новинки
Читайте в этом номере: