Сами по себе нововведения призваны решить серьезную дорожную проблему, о которой не первый год говорят представители ГИБДД.
Мототрудности
Согласно изменениям, водители скутеров и мопедов должны будут иметь права на управление транспортным средством, а на дороге передвигаться лишь по крайним правым полосам или зонам для велосипедистов, при этом при повороте водители скутеров должны уступать велосипедистам дорогу.
Весенне-летние вылазки скутеристов на дороги города и области давно стали поводом для волнений инспекторов ГИБДД. Как рассказали в Рязанской областной госавтоинспекции, особенную тревогу инспекторов вызывают юные (до 16 лет) водители скутеров и мопедов, которые зачастую управляют своими двухколесными «пони», не обращая внимания на дорожные знаки и запрещающие сигналы светофора. При этом инспекторы рассказали, что частенько юные водители садятся за руль скутера или мопеда без соответствующей экипировки – мотошлема, защиты груди, рук и ног. И несмотря на то, что многие модели мопедов и скутеров не предполагают наличие пассажирского места, водители на свой страх и риск перевозят друзей или знакомых.
Печальных примеров юношеского беспечного вождения – масса. Находясь за рулем скутера, мотороллера или велосипеда, человек практически не защищен от внешних ударов, и в случае аварии риск гибели или получения серьезных травм у такого водителя невероятно высок.
Сотрудники ГИБДД УМВД России по Рязанской области уверены: внесенные в Правила дорожного движения изменения приведут к уменьшению спорных ситуаций в дорожном движении, а также будут способствовать выработке дисциплинированного поведения всех участников дорожного движения.
Законодательное решение мотопроблемы, с одной стороны, может оказаться очень действенным – ведь для получения прав водителям придется изучать Правила дорожного движения, сдавать специальный экзамен, допускать к которому будут лишь тех, кто достиг 16-летнего возраста. Кроме того, инспекторы ГИБДД теперь смогут проверять водителей скутеров и мопедов на наличие алкоголя в крови. А в случае лишения прав водитель не сможет ездить также и на ТС другой категории.
Однако практически этот пункт пока не осуществим. Во-первых, потому, что нет программ, по которым будут обучать на права категории «М», во-вторых, как будут сдавать экзамены скутеристы, пока не ясно. Сотрудница одной из рязанских автошкол рассказывает, что обучать на вождение на скутере пока некому, да и желающих получить права «М» нет.
Хотя урезонить скутеристов инспекторы пытались и раньше. К примеру, в Рязанской области Госавтоинспекция регулярно проводила и проводит профилактические мероприятия по снижению ДТП с участием мототранспорта. С середины весны до середины осени в регионе проводят профилактическую операцию «Скутер», в которой принимают участие все подразделения органов внутренних дел. Инспекторы проводят различные рейды, выявляют нарушение ПДД, в том числе и скутеристами, распространяют специальные памятки среди потенциальных и настоящих скутеристов. В учебных учреждениях Рязани детям рассказывают о Правилах дорожного движения и ответственности за их нарушение.
Отдельным воспитательным моментом является то, что рязанские инспекторы передают информацию о юных (до 16 лет) водителях в комиссию по делам несовершеннолетних, которая, в свою очередь, может привлечь родителей подростка, севшего за руль скутера, к административной ответственности.
Велопроблемы
Еще одним законодательным нововведением стала перспектива создания отдельных велосипедных полос. И хотя «велосипедные» изменения в ПДД говорят о реально существующих зонах для движения велосипедистов, в ряде регионов перспектива создания специализированных дорожек для двухколесных, весьма туманна.
В администрации Рязани нам рассказали, что будет разработан проект создания в городе велосипедной дорожки. Предполагается, что она пройдет от Лесопарка по Лыбедскому бульвару с выходом на улицу Спортивную и далее к Центральному парку культуры и отдыха. В настоящее время определяется организация, которая будет вести этот проект.
Между тем для велодорожек и спецполос для движения велосипедистов уже существуют специальные дорожные знаки. Самим велосипедистам можно будет передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам только в случае, когда отсутствуют специальные зоны для их движения, а по обочине дороги двигаться невозможно.
Велосипедист является полноправным участником дорожного движения, говорят инспекторы ГИБДД, и как участник движения по проезжей части велосипедист также обязан соблюдать Правила дорожного движения. Поэтому инспектор ГИБДД может остановить его, и, в том случае, если сотрудник ГИБДД установит факт нарушения, велосипедиста могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 12.29, которая предусматривает наказание в виде штрафа в размере 800 рублей. В том случае, если велосипедист совершает нарушение в состоянии опьянения, штраф может составить от 1000 до 1500 рублей.
Инспекторы отмечают, что при движении по правому краю проезжей части велосипедисты должны двигаться в один ряд. При движении по дорогам велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. В том случае, если велосипедисту нужно пересечь проезжую часть, имеющую более одной полосы для движения, ему так же, как пешеходу, необходимо будет перейти проезжую часть.
При содействии пресс-службы ГИБДД
УМВД России по Рязанской области