Транспортировка грузов по ней если и ведется, то исключительно между населенными пунктами нашей области, но никак не с соседними. И уж тем более «потеряна» связь с Приволжьем, с такими городами, как Волгоград, Нижний Новгород, Саратов. Кажется, только в XIX веке судоходство между Окой и Волгой носило по-настоящему деловой, взаимовыгодный характер.
Ожидать строительства крупного речного порта в ближайшее время нереально, однако первые шаги по изучению этой возможности сделаны. 12 июня Губернатор области Олег Ковалев ознакомился с состоянием окского водного бассейна и его прибрежной зоны, пройдя на катере маршрут от областного центра до Шилова с остановкой в поселке Вышгород Рязанского района. Его сопровождали Вице-губернатор, первый заместитель Председателя Правительства области Андрей Шевелев, первый заместитель Председателя Правительства области Валерий Ионов, заместитель Председателя Правительства Александр Ревякин, Председатель областной Думы Аркадий Фомин, министр транспорта и автомобильных дорог области Шаукат Ахметов и другие ответственные лица.
Почему такое внимание именно к Вышгороду? С точки зрения целесообразности, места вблизи этого поселка очень подходят для возведения торгового порта или крупного причала. В непосредственной близости находятся железная дорога, федеральная трасса М5 и тот же аэродром «Протасово». Еще с советских времен Вышгород рассматривался как перспективный объект для развития портового хозяйства, но, к сожалению, идея осталась нереализованной. В настоящее время для ее осуществления требуются четкий план и достаточные финансовые средства, потому что есть возможность приобретения готового речного терминала, предложенного нашей области испанскими специалистами.
По словам министра Шауката Ахметова, изучением местности в ближайшее время займется проектная организация из Санкт-Петербурга. По результатам исследования будет ясно, где именно лучше возводить сооружение – в самом Вышгороде или в некотором отдалении от него, на том месте, где сейчас расположена небольшая база отдыха с причалом. Основными факторами изучения станут глубина реки и уровень грунта, который наверняка придется намывать, так как вся местность находится в зоне подтопления.
Оценивая вероятность строительства порта, Олег Ковалев сказал: «Вышгород – место очень удобное для создания мощной перевалочной базы по транспортировке грузов с севера и юга через Нижний Новгород. Здесь их можно было бы грузить на другие виды транспорта и переправлять в Москву. Но реальных проектов пока нет. Есть перспективы, так как понятно, что в любом случае водный транспорт региона будет развиваться. И в то же время мы должны быть готовыми к серьезным решениям, принятым на федеральном уровне». Кстати, строительство грузового порта напрямую связано с развитием туризма в регионе. Если появится порт вблизи Вышгорода, то порт у Рязанского кремля полностью будет эксплуатироваться пассажирскими судами для проведения туристических экскурсий.
Отвечая на вопросы журналистов, министр транспорта и автомобильных дорог области Шаукат Ахметов напомнил, что на одном из заседаний Правительства РФ рассматривался вопрос по хранению, переработке и транспортировке грузов, связанных с быстрым охлаждением или замораживанием. Ведомствам было поручено рассмотреть возможности строительства системы холодильных складов, в том числе на речных путях. Появление таких складов в Вышгороде – вполне осуществимая задача. «Возможности этой местности сами собой диктуют создание интермодального логистического комплекса, который увязывал бы все виды транспорта», – подчеркнул Шаукат Ахметов.
В этот же день Олег Ковалев осмотрел место строительства дамбы в Шилове, которая призвана оградить поселок от паводков. Введение ее в эксплуатацию планировалось на 2011 год, но, по словам Губернатора, были получены дополнительные средства, что позволит завершить ее строительство в текущем году. Также глава области наметил изыскать еще один день в своем плотном графике и пройти водный маршрут от Шилова до Касимова, чтобы составить полную картину состояния Оки и правильно определиться с перспективой развития речного транспорта.