Организационное собрание первых рязанских комсомольцев предполагалось провести 28 апреля 1919 года в партийном клубе имени В.И. Ленина на ул. Астраханской. Для его организации в Рязань приехал представитель ЦК РКСМ из Москвы. Но, как потом вспоминал первый председатель губкома РКСМ Ф. Орлов, «мы немножко просчитались». На собрание, о проведении которого сообщала газета «Известия рязанского губисполкома», пришло всего 5 человек.
И совсем уже было решили перенести собрание, но помог случай. В Рязань прибыли 10 мобилизованным молодых партийцев из уездного Скопина. Они и обеспечили кворум на первом организационном комсомольском собрании. На состоявшемся вечером 28 апреля собрании обсудили вопрос о создании в Рязани и в Рязанской губернии комсомольской организации и избрали для этой цели организационное бюро в составе трех человек – С. Овсянникова, А. Завенягина и Н. Владимирова.
Оргбюро вместе с представителем РКСМ из Мос-квы А. Левиным провело значительную организационную работу, побывав на предприятиях города, и 4 мая на новое собрание пришли 18 человек. На том собрании оргбюро численно увеличилось вдвое и начало активную работу. Пожалуй, первой победой рязанских комсомольцев стало обретение и ремонт помещения для комсомольского клуба. При содействии председателя губкома РКП (б) В. Корнева им удалось получить в свое распоряжение Дом свободы и 500 рублей на его ремонт.
Дом свободы, бывший дом рязанского губернатора, за первые два года революции использовался очень активно и красногвардейцами, потом красноармейцами, и партийными активистами, и редакциями рязанских газет. А теперь он требовал ремонта, и комсомольцы его сделали своими силами. Неудивительно, что уже более 25 лет здесь располагается рязанский Музей истории молодежного движения.
Представители оргбюро были направлены в уезды Рязанской губернии для создания там комсомольских ячеек, вскоре они появились в Сапожке, Данкове, Ряжске, Пронске, Скопине. Их было немного, первых комсомольцев. К тому же всю их первоначальную бурную деятельность прервала Гражданская война. Когда подразделения белой армии под командованием генерала Мамонтова прорвались в южные уезды Рязанской губернии, многие первые рязанские комсомольцы отправились на фронт. У каждого из тех, кто остался в тех военных столкновениях живым, потом была своя жизненная дорога, своя судьба. Расскажем о некоторых из первых организаторов комсомола в Рязани.
Первый председатель Рязанского губкома РКСМ – Федор Орлов. Сын егорьевского ткача, которому еще до Первой мировой войны удалось окончить школу. Потом была служба в армии, война и возвращение в Егорьевск в 1918 году, когда Орлов стал большевиком. В том же году он перебирается в Рязань и становится в 21 год начальником почтово-телеграфного управления. Тогда рано взрослели. В 1919-м Орлов направлен на работу с молодежью, затем работает в партийной организации, а в 1924 году отозван в Москву. Работал Орлов в Сталинградском губкоме партии, в Нижне-Волжском крае. С 1929 года – на профсоюзной и хозяйственной работе в Крыму. Там, в Керченском уезде, он и погиб в 1933 году во время хлебозаготовок.
Комсомольцы Александр Афиногенов и Борис Игрицкий дружили. Об уроженце Скопина Александре Афиногенове я недавно рассказывала в «Хронографе». В 1919 году был активистом уездной организации РКСМ, увлекался поэзией А. Блока и К. Бальмонта, сочинял подражательные стихи. Печатался в губернской газете «Рабочий клич». Свои стихи подписывал псевдонимом «Дерзнувший». «Насколько помню, стихи были неплохие, – вспоминал потом Б.В. Игрицкий, – пропитанные революционным комсомольским духом, а по форме – в хороших традициях классической русской поэзии». Афиногенов тоже уедет в столицу, станет знаменитым драматургом и погибнет в прифронтовой Москве осенью 1941 года.
Борис Игрицкий будет редактором молодежной газеты «Мысли юного коммунара», а затем – губернской газеты «Известия Рязанского губисполкома» и сделает многое для становления этой газеты. А еще успеет повоевать на фронтах Гражданской, где его судьба пересечется с таким же, как он, «политбойцом» Михаилом Сусловым, в будущем вторым секретарем ЦК КПСС. Игрицкий сделает-таки заметную журналистскую карьеру. В 30-х годах он работал в Сибири и редактировал новосибирскую крестьянскую газету «Сельская правда», а в 70-х годах служил заместителем редактора одного из лучших журналов страны «Семья и школа».
Наверное, самых больших государственных высот из когорты первых рязанских комсомольцев достиг Авраамий Завенягин, скопинский парень, избранный в апреле 1919 года в оргбюро РКСМ. Завенягин родился в соседней Тульской губернии, а в Скопине оканчивал трудовую школу, бывшее реальное училище. Потом стал одним из организаторов комсомольской организации в Рязани и даже недолго редактировал «Известия Рязгубисполкома». Потом вместе со сверстниками Завенягин ушел на фронт, воевал на юге России и, между прочим, в 1920-23 гг. был председателем укома всем нам теперь знакомого города Славянска. Потом Авраамий Завенягин учился в Москве, строил Магнитку, Норильский горно-металлургический комбинат и город за полярным кругом. Активно участвовал в реализации атомного проекта, работал с И. Курчатовым. Будучи заместителем наркома внутренних дел, заместителем министра средмаша, заместителем председателя Совмина СССР, сделал для советской обороны чрезвычайно много, за что дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда. О Завенягине в одном абзаце не расскажешь. Но и промолчать о нем нельзя, если в жизни его случился такой значительный рязанский период.