Вот не так давно объявили: золотая медаль для выпускников школы отменяется. Теперь вместо нее – выданный компьютером самый высокий результат ЕГЭ.
Мне, как, наверное, и многим, медаль было жалко. Что-то романтическое связывалось с нею. Например, белая, воздушная гимназическая пелерина…
Как известно, медаль за учебу появилась в России около 200 лет назад (кстати, для мужчин одна, для женщин – другая). Но никаких льгот для поступления в высшие учебные заведения она не давала. А после революции «буржуазную» награду и вообще отменили. И потому героиня одного моего недавнего очерка, очень сознательная комсомолка военных лет, закончившая школу на «отлично» в 1943 году, получила лишь аттестат, но – с золотой каймой.
Зато в победном 1945-м году золотая медаль снова появилась как награда за отличные успехи в учебе и просуществовала так почти 65 лет. Медалисты (обладатели и золотой медали, и серебряной) сдавали в вуз только один экзамен.
Надо сказать, однако, что качество знаний медалистов было разным. «Сталинские» медалисты (это те, кто завершал учебу в школе в конце сороковых, в начале пятидесятых годов) были, насколько я могу судить, безупречны, потому что отличались и талантом, и трудолюбием. И как много известных ученых, государственных деятелей вышло из их числа! Есть среди таких медалистов и мои знакомые: надо сказать, очень достойные люди. Ведь, ко всему прочему, они еще и из поколения совестливых.
Знаю случай (и уже писала о нем), когда одной кандидатке в «золотые» медалистки специально дали переписать (якобы для того, чтобы «почище») сочинение. В расчете, что, мол, увидит девушка одну-единственную свою ошибочку и исправит ее. Увидела! Но не исправила. Честность для нее была превыше всего.
В 90-е годы, двухтысячные число «золотых» медалистов у нас постоянно росло, хотя о качестве знаний мы, как правило, печалились. В это время наше образование стало все чаще прибегать к разным механистическим приемам проверки знаний. Так мы дошли до абсолютных тестов, и медаль оказалась сбоку припека…
И вот ее снова возвращают. Ощущения от этого разные. Первая мысль, что мы, всякое перепробовав, возьмем из этого самое современное, нужное, востребованное и снова припадем к гуманистическим отечественным истокам. Вон и сочинение, кажется, возвращают. И по старой школьной форме где-то уже начали скучать. Но форма есть форма. О сути надо больше заботиться, о совестливости обучающихся (как сейчас говорят) и обучающих. Вопрос вопросов на сегодняшний день остается прежним: какие меры помогут сделать госэкзамены честными? Как сегодня повсеместно признается, очистить ЕГЭ от коррупции – задача крайне сложная. Ведь в приписке результатов заинтересованы не только дети, их родители и учителя, но и руководители регионов, которым очень желательна «позитивная картинка» сдачи ЕГЭ (потому возникла мысль оценивать регионы не по результатам ЕГЭ, а по количеству вторых смен в школах).
И не станет ли в данных условиях золотая медаль всего лишь одной из составляющих «позитивной картинки», если присуждать ее намерены теперь не только за успехи в учебе, но и за достижения в «физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной» и даже «инновационной деятельности»?