Наиболее животрепещущим на сегодняшний день темам – модернизации и оптимизации сети образовательных учреждений – на «круглом столе» было уделено особое внимание. Заместитель министра образования области Ольга Щетинкина разъяснила коллегам, как они будут проходить. Изменения, как стало понятно из доклада Ольги Щетинкиной, продиктованы самой жизнью: за последние пять лет количество обучающихся сократилось на 20 тысяч человек. В 2009-10 учебном году, например, в 84 школах области было менее 10 учащихся, работала одна средняя школа с четырьмя учениками. В результате оптимизации, прежде всего, должны сократиться неэффективные расходы, и деньги эти можно перенаправить на реконструкцию и капитальный ремонт образовательных учреждений или иные цели. Так, к примеру, экономический эффект от оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования составит 19 миллионов рублей, что позволит перевести на новую систему оплаты труда все учреждения такого профиля.
Вместе с тем, как объяснила заместитель министра, оптимизация повлечет за собой неизбежные социальные риски. Это, в частности, проблемы трудоустройства педагогов и персонала закрывшихся образовательных учреждений, подвоза учащихся к школам. Ольга Щетинкина отметила, что сейчас и в министерстве, и в муниципалитетах ведется работа по этим вопросам.
Татьяна Панфилова, обращаясь к участникам «круглого стола» отметила, что первый шаг в сторону модернизации системы образования региона сделан – в областной Думе в первом чтении принят законопроект о нормативном финансировании образования. Этот закон, по ее словам, даст Рязанской области значительные преференции при вхождении в федеральные программы.