Буквально еще несколько лет назад проблема предоставления квартир молодым людям, имеющим статус сирот, стояла более чем остро. Ведь финансирование на приобретение или строительство жилья практически не выделялось. Зачастую ребятам приходилось годами ждать заветных квадратных метров. Сегодня уже можно сказать, что проблема в значительной мере решается, благодаря пристальному вниманию регионального Правительства.
Отпраздновали новоселье
Занимаются обеспечением сирот жильем не только непосредственно в Рязани, но и в районах. Так, в прошлом году в Пронском районе жилье удалось предоставить двадцати детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Для них благоустроенные квартиры приобретены в Новомичуринске. А в конце января текущего года в Спасске сдан в эксплуатацию двадцатичетырехквартирный трехэтажный дом. Он был возведен за счет средств федеральной программы по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Всего в прошлом году построено и сдано в эксплуатацию тридцать два жилых дома в двадцати двух муниципальных образованиях Рязанской области, в которых четыреста двадцать девять квартир выделены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, на первичном и вторичном рынках жилья приобретено еще сто двадцать две квартиры. На данные цели использовано 573,3 миллиона рублей. В основном это средства регионального бюджета. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов назвал Рязанскую область в числе восьми российских субъектов, в которых наиболее успешно решается этот вопрос.
Вести за руку
Однако пока очередь, хоть и гораздо меньшая, остается. Возникают и конфликтные ситуации. В прежние годы бывали случаи, когда по достижении двадцатитрехлетнего возраста сироту просто, без всяких на то законных оснований, вычеркивали из очереди. Осложнялась ситуация тем, что многие сироты не знали своих прав и, соответственно, не могли их отстоять. Да и за юридической помощью обращались тогда далеко не все.
В Рязани есть общественные организации, которые помогают сиротам. Среди них – региональное отделение Российского детского фонда и Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал». В марте текущего года администрация Рязани предоставила квартиры семерым воспитанникам детских домов, которым юристы «Мемориала» помогали отстаивать свои интересы в суде.
– Есть категория сирот, которые могут получить жилье, только доказав в судебном порядке, что они имеют такое право, – поясняет юрист правозащитного общества Петр Иванов. – К примеру, часто приходится обращаться в суд людям старше двадцати трех лет. А тем, кто младше, отказывают в постановке на очередь на получение жилья, если имеются закрепленные квадратные метры. Однако иногда не учитывается, что закрепленное жилье находится в аварийном состоянии или не соблюдена жилищная норма (если на маленькой площади прописано несколько человек).
По словам Петра Иванова, бывает, что в закрепленном за сиротой жилье проживают лишенные родительских прав нерадивые мамы и папы. Иногда выпускникам детских домов приходится обращаться в суд, чтобы доказать свой статус, когда мать лишена родительских прав или умерла, а об отце вообще никаких сведений нет. Формально он записан в свидетельстве о рождении, но фактически никогда не принимал никакого участия в жизни ребенка.
На наглядных примерах
Выпускнику Елатомской школы-интерната Анатолию Полякову двенадцать лет понадобилось, чтобы наконец-то получить положенное по закону жилье. Все это время он был вынужден кочевать из общежития в общежитие, где ему выделяли койко-места предприятия, на которых он работал. В случае увольнения молодой человек рисковал оказаться на улице. Анатолий понимал, что из-за наличия у него инвалидности найти новую работу представлялось весьма проблематично. Мужчина рассказывает, что из-за отсутствия собственного жилья он так и не смог обзавестись семьей. Сейчас ему тридцать девять лет.
Дело Анатолия Полякова стало самой длительной борьбой за жилье для сирот в практике юристов рязанского «Мемориала». С 2001 года с помощью юриста Александра Заруцкого мужчина пять раз обращался в судебные инстанции и даже дошел до Верховного суда РФ. В прошлом году, после изменения закона о предоставления жилых помещений сиротам, суд обязал администрацию Рязани предоставить Анатолию жилье. В марте 2014 года ему была выдана положенная по закону квартира, в которую он незамедлительно переехал. «Рад, что все суды позади и что теперь у меня есть свой дом», – делится мужчина.
А вот Инна Малярчук на льготную очередь на получение жилья встала два года назад. «Тогда мне было двадцать два года, – рассказывает она. – То, что можно это сделать, мне подсказали в социальном отделе управления учебно-воспитательной работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, где я тогда училась».
Инна вспоминает, что сначала казалось – ничего из этой затеи не выйдет, но супруг поддержал ее. «Жилье должны были дать сразу после постановки на очередь. К сожалению, этого не случилось, – говорит девушка. – И нам с грудным ребенком на руках приходилось несколько раз переезжать с одной съемной квартиры на другую».
Нужно было обращаться в суд, но Инна не знала, как это сделать. Она понимала, что самостоятельно не справится. Тогда все в том же социальном отделе управления учебно-воспитательной работы РГУ имени С.А. Есенина ей посоветовали обратиться к юристам из «Мемориала», у которых уже есть опыт работы в судах по таким делам. Суд признал право Инны на получение жилья. Так же, как и Анатолий, она в марте въехала в новую квартиру. «Знаете, это настоящее счастье, – улыбается Инна. – Теперь я уже не боюсь, что кто-то придет и попросит нас отсюда съехать».
С точки зрения закона
Раньше для того, чтобы встать в очередь на получение жилья, сиротам необходимо было обращаться в администрацию муниципалитета, где рассматривались документы и формировались списки. Теперь же администрации перенаправляет полученные от молодых людей документы в региональное министерство образования, которое формирует списки. В соответствии с ними муниципалитету из бюджета выделяются средства на покупку или строительство жилья для сирот.
Новые изменения в законодательстве вызвало так называемое бюджетное планирование. Если раньше сирот ставили на очередь непосредственно, когда им исполнялось восемнадцать лет, то сейчас это происходит, когда ребенок достигает четырнадцатилетнего возраста. Таким образом, на четыре года вперед становится известным, какое количество квартир должно быть выделено. Когда данный механизм будет окончательно отлажен, очередь практически полностью ликвидируется.
Вступившие в силу в январе 2013 года поправки в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обезопасили молодых людей от жилищных мошенников. Теперь жилье очередникам предоставляется не из социального фонда и не по договорам социального найма, а из особого фонда и по специальным договорам, которые заключаются на пять лет. Молодые люди в это время не смогут жилье обменять или продать.