Этот факт сообщил мне директор образовательного учреждения, заслуженный учитель России, почетный работник начального профессионального образования Егор Антонович Ельцов, когда недавно мы беседовали с ним о проблемах, стоящих перед системой НПО.
– Что стало с вашими не взятыми на завод выпускниками?
– Они без дела не остались. Все те, кто не пошел в армию, трудоустроены на рязанских предприятиях – например, на «Красном знамени», приборном заводе.
– Оставшись без поддержки производственников, как вы справились с набором этого года?
– У нашего училища хорошая репутация, есть свои традиции. А два года назад появился дополнительный весомый «козырь» – на бюджетные деньги открылась столовая, в которой всех подростков кормят полноценным горячим, а главное – бесплатным обедом. Все это помогло нам в наборе первокурсников. Их на сегодняшний день – 120. До контрольной цифры одного десятка учащихся все же не хватает, но, как говорится, еще не вечер: к нам приходят оформляться и в середине учебного года.
– Вы сказали: «контрольная цифра». Из чего обычно исходят, определяя ее?
– Из количества выпускников общеобразовательных школ. Примерно две трети их нацелены на учебу в вузах, остальные – наши.
– Вы готовите автомехаников, сварщиков, станочников… Все это – очень нужные для жизни и производства профессии. Но каждая из отраслей хозяйства сейчас нацеливается на передовые технологии. Насколько учебная база вашего профессионального училища соответствует требованиям времени?
– Современного оборудования в нашем училище, как, наверное, и в любом другом, не хватает. Токарные станки в нашей мастерской марки А16 1960-1965 годов выпуска, станок марки 16К20 появился у нас двадцать пять лет назад. Для того времени он подходил по своим стандартам, хотя, правда, тоже относительно. Вспомню тут, кстати, что в 80-х годах меня командировали налаживать профтехобразование в Иране, там мы тоже ставили такие станки, и от хозяев приходилось слышать, что, мол, японское оборудование лучше. Не знаю, может быть, они уже обновили свою материальную базу, у нас же станок находится на прежнем месте и прекрасно служит первокурсникам, которые отрабатывают на нем начальные профессиональные навыки. Дальнейшее освоение профессии станочника может быть только на заводском оборудовании. Свои проблемы у будущих автомехаников и водителей. В училище имеется хороший современный автодром, а вот сами автотранспортные средства далеко не новые и не отвечают современным требованиям. У сварщиков своя беда: в училище нет денег, чтобы купить для них электроды, средства индивидуальной защиты, да и само оборудование морально и физически устарело.
– Как же вы выходите из положения: ведь им без электродов как без рук…
– Просим их: приобретайте, сколько можете, сами… Покупаем и за счет средств от производственной деятельности…
Я привела наиболее проблемные моменты своей беседы с Егором Антоновичем. Но говорили мы и о многом другом. Например, о новой партии компьютеров, которую по линии областного министерства образования недавно прислали в училище и которая, конечно, осовременит здесь учебный процесс; о том, что до недавнего времени в учебном заведении был сугубо мужской «контингент», а теперь он украсился группой девушек-парикмахеров. «Не только для количества набрали их, – уверял директор, – а чтобы мальчишкам веселее было. И сразу обстановка у нас оживилась».
Конечно, Егор Антонович пригласил меня посмотреть новую, на 150 мест, столовую. Подростки, которые выходили из нее, отобедав, судя по их виду, были очень довольны; некоторые, встретившись с директором, говорили ему, улыбаясь: «Спасибо». Доволен был и директор, хотя, я думаю, из головы у него не выходил вопрос, как без поддержки партнеров с производства доводить до ума этих парней?
Правда, вскоре выход из положения был найден. При обоюдном желании ПУ-10 и ОАО «Тяжпрессмаш» сейчас заключили скорректированные договоры на подготовку станочников и слесарей-ремонтников как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Соглашение решает все вопросы производственной практики, трудоустройства выпускников и оплаты труда преподавателей. Но так ли благополучно складываются обстоятельства для других профессиональных училищ?
***
Недавно Рязанская торгово-промышленная палата вместе с министерством образования области проводила заседание «круглого стола» на тему «Бизнес-заказ образованию» (корреспонденция по этому поводу была напечатана в нашей газете 9 декабря). Слово «заказ» звучало как главное в этом разговоре, но думается, что после него работники НПО и СПО не почувствовали каких-то особенно обнадеживающих перспектив. Да, где-то работодатели идут на контакт с учебными заведениями, но системы в этом сейчас нет. Никто не может дать цифры, сколько нужно производству, например, тех же станочников, сварщиков, автомехаников и т.д. Прозвучало даже, что такая цифра, такой заказ невозможен, это – иллюзия… Экономический кризис, разумеется, вносит свои коррективы. И в то же время в своей статье «Будущее нашего края создадим вместе» Губернатор Олег Ковалев дал четкие ориентиры. Тридцать процентов от валового регионального продукта – это для рязанской промышленности мало, к 2015 году она должна выйти на уровень сорок – сорок пять процентов. Названы и отрасли, которые должны нарастить промышленный продукт. Остается подсчитать, какая рабочая сила будет его создавать, какого направления и качества потребуется ей подготовка.
Может быть, это не имеет отношения к системе НПО и СПО? Но вот факт, обнародованный на том же «круглом столе». Современное рязанское предприятие – ООО «Серебрянский цементный завод» делает предложение министерству образования в кратчайшие сроки начать подготовку специалистов, наиболее востребованных на данном производстве. То есть: работодателям позарез нужны услуги образователей. Они бы и рады их оказать, но по объективным причинам образовательное учреждение не может начать подготовку специалистов немедленно, для этого необходимо получение лицензии на право образовательной деятельности, что, в свою очередь, требует создания материально-технической базы и подготовки кадров преподавателей. Следовательно, чтобы получилось «в кратчайшие сроки», надо было позаботиться заранее.
Вывод здесь может быть только один: социальный заказ, которого как хлеба насущного жаждут профессиональные учебные заведения, – это не иллюзия, а необходимость.