Всегда вспоминаю эту строчку из стихотворения, когда езжу на малую родину, в родной поселок Сынтул в Касимовском районе или в командировки по другим отдаленным селам Рязанской области. Все-таки недаром говорят, что Россия начинается в провинции. Потому что именно там, как мне кажется, и живет, формируется, развивается русский дух и самобытный русский характер, добрый, милосердный, отзывчивый. Приезжая в деревню, я чувствую, как во мне отключается «механизм суеты» и включаются «спокойствие и безмятежность». Причем неважно, родное ли это село или любое другое с абсолютно чужими мне людьми по крови, но не по духу…
Я не хочу сравнивать по принципу «за или против», «хуже или лучше» жителей крупных городов и сельских населенных пунктов. Разная жизнь, разная скорость течения времени, разные цели и ценности сделали их (нас) разными. Там, в деревне, не хочется куда-то бежать, спешить, волноваться о судьбах мира… Там совсем другие заботы: полит ли огород, завезли ли свежий хлеб в магазин, что пишут в местной газете, как соседи назвали третьего ребенка… Там люди не озабочены размером зарплаты: они умеют мириться с жизненными обстоятельствами и радоваться тому, что есть, ибо первостепенными являются другие ценности.
В деревне складывается ощущение, что все друг другу родственники и близкие люди. Каждый готов тебя выслушать, помочь, поговорить, уделить тебе время. Я не хочу сказать, что такого человеческого отношения друг к другу нет среди горожан. Просто в городе вечные заботы о завтрашнем дне, о способах заработать деньги, жилищные вопросы, постоянная конкуренция (зримая или незримая) за место под солнцем… Так или иначе, но чем больше пространство вокруг нас и количество окружающих людей, тем больше мы начинаем подчиняться этим масштабам, жить по общим правилам, подчас забывая о чем-то сугубо личном и духовном. Это правила игры. Конечно, выделяться, идти против массы можно, но мало кто захочет одиночества в толпе.
В деревне же все по-другому. Сколько раз мне приходилось общаться с совсем незнакомыми людьми, и каждый раз я уходила от них с чувством какой-то внутренней радости и теплоты. У сельских жителей еще осталась эта способность беззаветно доверять людям, видеть в них, прежде всего, хорошее, не ждать подвоха. А уж если это твои односельчане, то как искренне они радуются каким-то твоим творческим успехам или победам! Будто своим собственным. Там совсем другое понимание мира: какое-то более естественное, более правильное, что ли. Поэтому чем старше я становлюсь, тем ближе ощущаю эту связь с родной деревней, тем больше горжусь, что «я – простая сельская девчонка», и тем больше меня тянет в родные места.
Ведь именно в лоне природы мы начинаем возвращаться к своим «корням». Тогда приходит осознание, что жизнь – это здесь и сейчас, что завтра может и не быть. Что счастливым можно быть, не имея много денег, не путешествуя по пять раз в год по морям, не катаясь на дорогой машине… Настоящее счастье – в душевной гармонии, в пении соловьев, в вареной картошке на столе, выращенной собственными руками, в возможности никуда не спешить, потому что все самое главное – рядом… Счастье – это родители, для которых ты всегда лучшая и любимая дочка. Это верный пес, который всегда ждет твоего возвращения из города. Это твои школьные друзья, которые остались жить на малой родине и ни разу об этом не пожалели. Это знакомые с детства улицы, по которым можно ходить в калошах и старых штанах, не думая, что скажут люди. Это березовый сок, который ты сама собирала. Это ощущение, что тебя всегда ждут, любят и ценят за то, что ты просто есть…