Две симпатичные черноглазые дев-чонки с огромными белоснежными бантами сначала радостно прыгали вокруг нас, а потом бросились обнимать пришедших бабушку и дедушку.
Следом за ними к церемонии встречи подключились Илья, Рома, Сережа и уже повзрослевшие Валя и Надя. Чуть в сторонке, наблюдая за происходящим (он ведь уже совсем взрослый – одиннадцатый класс заканчивает, не до телячьих нежностей), сидел Роман – старший. А вот самых больших, Павлика и Володи, дома не было. Они пошли устраиваться на работу. Павлик в армии отслужил, Володя после окончания агротехнологического техникума на службу собирается. Одиннадцатиклассник Роман, как и брат, дальше учиться хочет. Кстати, английским отлично владеет. Да и есть в кого: мама на одни пятерки в школе училась…
Не виделись мы лет шесть, а потому перемены в большой семье Алексеенко налицо. Главное – народу в доме прибавилось. И дом теперь у Алексеенко новый, в самом центре деревни Бобровинки. Шутка ли – целых 400 квадратных метров. Дет-сад, да и только. Теперь уже бывший детсад. Стояло это здание пустое, потихонечку ветшая. Два года ходила по инстанциям Светлана, прежде чем этот дом ей отдали. Начальник сельхозуправления Геннадий Мальцев тогда шутил:
– Я в бытность свою председателем колхоза не мог вернуть в строй это здание, пару ботинок точно истоптал, ходя по разным кабинетам. А вы что сделаете в одиночку?
– А я десять пар галош купила! – в тон ему ответила Светлана. – Пока изношу, дом в порядок приведу.
И ведь добились своего Алексеенко! И даже без посторонней помощи. Вначале обещали включить их в одну из программ по строительству жилья на селе, но после того как они оформили дом на себя, сказали: теперь это – ваша собственность, так что вам ее и ремонтировать. Так началась великая реконструкция, которая продолжается и сейчас. Но перемены разительны.
Ребята тащили меня из комнаты в комнату, а я не переставал удивляться. Мальчишки и девчонки показывали, кто где спит, играет... Ну а у бабушки-дедушки (родителей мамы Светы) есть свой дом, куда переехали они из Великого Новгорода. Cюда, к внукам, они в гости ходят…
Светлана накрыла праздничный стол: заварила чай, поставила пироги.
– Сегодня у меня выходной, – говорит она, – хотя я все равно в шесть встала.
– Да какой же это выходной?
– Но ведь детей в школу не собирать – это раз. Все дома, так что некоторые заботы уходят – есть кому помочь, это два… У нас ведь полный двор скотины, огород, да не один. Муж Сергей – молодец: и работает, и с домашними делами управляется, а еще старается все вместе с ребятами делать. Вот и крышу на доме сами отремонтировали.
– Светлана, а помнишь, как все начиналось?
И мы стали вспоминать вместе.
***
Шел май 2007 года… Светлана взглянула на будильник и только подумала, что пора бы соловью приступать к своему концерту, как он начал выводить такие рулады, что стало сразу светло и радостно. Она осторожно, чтобы не разбудить спящих малышей, приоткрыла дверь и замерла на пороге. Соловей пел метрах в десяти, в белоснежном вишняке. Пел самозабвенно, почти так же, как тогда, когда она своего третьего родила, Романа. Было это в далеком казахском городе Чардара, что по-русски означает «Семь Дорог».
Семь дорог… И их, Алексеенко, сейчас семеро: пятеро детишек, она и муж Сергей.
Светлана познакомилась с Сергеем, когда заканчивала школу. После уроков шла она по Чардаре. Рядом затормозила машина. Парень, который вез знакомую Светы, предложил подвезти и ее. Остановился возле дома Светланы и поехал дальше. А через несколько минут вернулся:
– Светлана, я в тебя влюбился. С первого взгляда влюбился. Хочу, чтобы ты стала моей женой…
На следующее утро после выпускного бала Сергей приехал с цветами, шампанским и увез Светлану в загс. Ей было тогда семнадцать.
В девятнадцать Светлана родила Павлика, в двадцать – Владимира, в двадцать два года – Романа, который теперь все время ассоциируется у нее с соловьями: когда ей ближе к полуночи поднесли показать Ромку, он смешно и беззвучно открывал рот, и в это время запел, защелкал соловей, словно приветствуя нового землянина.
Через шесть лет после Романа в семье появилась Валюшка, еще через год – Надежда (а то что это за семья, когда в ней одни мужики!)
***
Прежде чем из Казахстана на Рязанщину переехать, Алексеенко навестили родных, живущих в самых разных уголках России: в Новгороде, Оренбурге, Астрахани… А когда приехали к рязанским родственникам в Кораблинский район, то решили: все, остаемся здесь.
В декабре приехали, а уже на следующий день Светлана на ферму пошла. Встретили ее в хозяйстве «Россия» по-доброму. Да и она старалась не подвести – до этого Светлана, бухгалтер по профессии, целый месяц училась мастерству машинного доения в Новгородской области у дяди Сергея (он на Новгородчине одно из хозяйств возглавляет). Так что Светлана сразу как заправская доярка работать стала. Коллектив поверил в нее, она – в коллектив.
Сейчас, правда, уже не работает Светлана на ферме – семья-то выросла!
***
Вспомнилось, как шесть лет назад мы беседовали с хозяйкой дома. Говорили о воспитании детей, о том, как живется многодетной матери.
– Что, на ваш взгляд, нынче нужно ребенку? – спрашиваю ее.
– Не то, что все думают. Не вещи. Не «крутой» мобильник. Не золото на руки и в уши. Мы дарим своим детям, прежде всего, тепло домашнего очага, участие, заботу. Они должны с первых шагов знать: дом, семья – это то, что всегда поможет, поддержит. И семья, родители, в первую очередь, в ответе за то, каким человеком вырастет их ребенок.
Стояла я как-то в очереди. Лезет вперед мальчишка лет четырнадцати, а может, и моложе. Бабуся робко спрашивает: «Мальчик, а ты стоял здесь?» – «Бабка, ты где стоишь, там и стой!». Мои дети так никогда не скажут.
А как они нам помогают! Как слушаются отца! Нет, конечно, бывают и конфликты. И слезы. Но и в беде, и в радости – все вместе, все друг за друга – горой… Это – самое главное. А если что, то и родня поможет – она у нас большая. Да и людей хороших вокруг много. Односельчане нам во многом помогали, особенно когда мы только переехали на Рязанщину.
И еще мне вспомнилось, как тогда, шесть лет назад, Сергей сказал:
– Нам бы, правда, домик побольше. Тогда детей на воспитание взяли бы. Скажем, троих…
А Светлана после минуты раздумья возразила:
– Нет, Сергей, не троих! Пятерых. А что, десять детей в семье – это же праздник, а не жизнь! Кстати, их родственники в Новгороде воспитывают приемных детей – так что пример есть.
…В Рязанском доме ребенка долго не выбирали. Сегодня Света шутит:
– Смотрю, фамилия – Пастух! А я – доярка. Как же мне без пастуха-то?
Так в доме появились Илья и Рома-младший. Затем – Сережа, Юля и Вика.
И всем в светлом доме Алексеенко хватает доброты, уюта, любви и нежности. Юля и Вика в полтора годика, когда их привезли, не ходили и весили по 7 килограммов. А сегодня они нас чуть с ног не сбили, когда встречали. Шустрые, умные девчушки. Как, впрочем, и все дети в этой семье.
– Светлана, говорят, вы еще один дом строите в новом микрорайоне?
– Да. Взяли кредит.
– И кому этот дом?
– Кто первый из ребят женится, тому и достанется.
Похоже, что первым женится Павел. Он к началу нашего чаепития вернулся из колхоза. Вопрос с трудоустройством решен – шофером будет.
***
…Мы уже прощались, и тут хозяйка с гордостью поделилась:
– А нам ведь Губернатор недавно медали «Родительская доблесть» вручил.
Она быстро принесла заблестевшие на солнце награды. Сергей бережно прикрепил медаль на футболку Светланы, она – на рубашку мужа. Они обнялись. Так мы их и сфотографировали...
Живите счастливо, светлый дом, добрая семья!