Трава взмывает ввысь из гнили тленной,
Спешит весна, наивна и легка,
И бабочка пьет воду из цветка -
Большое чудо маленькой Вселенной.
Для Татьяны Бочаровой стихотворный сборник "Дождь в ладонях" (Рязань, Литера-М, 2014) - пятая книга. Она же в какой-то мере "рубежная" - ведь выход этого сборника приурочен к юбилею поэтессы, который торжественно отмечался в Рязанской областной научной библиотеке им. Горького в конце апреля.
Круглая дата, о которой не пристало напоминать очаровательной женщине, вместе с тем важна для человека искусства. Это возраст благодатный: сил много, созидательные импульсы «бьют ключом», но к ним добавляется опыт, знания, профессиональные и творческие наработки. Примеры русских классиков Ивана Гончарова и Федора Тютчева показывают, что силы творить подчас пробуждаются в ту жизненную пору, в которую вошла и Татьяна Бочарова.
Сравнение с классиками навеяно не только совпадением возрастных «меток». Русская классическая литература Золотого века априори социально ориентирована, реалистична и народна по духу. Это позже, в Серебряном веке, и прозаики, и поэты делали сознательные отступления от критериев социальности, народности и реалистичности.
В наши дни русская литература гораздо более «разнородна», ибо унаследовала от прошлых поколений писателей все тенденции. Сегодня в «текущей литературе» представлены и лирика, и различные проявления «чистого искусства», и практики духовного и личностного развития, и реализм во всех его проявлениях.
Татьяна Бочарова начинала поэтическую деятельность как чистый лирик. В ее предыдущих книгах выходили красивые стихи о любви, о самоощущении в мире, о смене настроений, о детских воспоминаниях и драме взросления, открытия для себя огромного, зачастую враждебного мира…
Поэзия Татьяны сосредотачивалась на сокровенных переживаниях и помыслах. Такая «рефлексия» свойственна абсолютно всем авторам, да и читателям, только не все имеют смелость поделиться своими чувствами. Храбрость, с которой поэтесса высказывала то, что было у нее на душе, сопряженная с точным владением словом и метафорой (что сообщало строкам необыкновенную певучесть), сделало ее стихи художественным явлением:
Цвет осыпался тополиный,
Ветер улицы подметает.
То ли лето проходит мимо,
То ли я в стороне плутаю?
Я еще отгоняю мысли,
Что пошла не своей дорогой.
Вот и тополь был недотрогой,
А теперь все роняет листья…
И погода еще невинна,
И земля еще золотая.
Только годы проходят мимо,
Или я в стороне плутаю?
Или солнце все реже светит,
Подгоняя сырую осень,
Чтоб тебя не пришлось мне
встретить
Ни в шестнадцать,
ни в тридцать восемь?..
И за тающим птичьим клином
Прилетает снежинок стая,
То ли счастье проходит мимо,
То ли я в стороне плутаю?..
Это явление заметили как в Рязани и Центральной России, где наша героиня удостоилась нескольких поэтических премий, так и за рубежом. Напомним, Татьяна Бочарова – одна из авторов международной антологии «Поэзия – женского рода», вышедшей в конце прошлого года в Германии, куда вошли стихи более чем 30 поэтесс из разных стран, но пишущих на русском языке (см. «РВ» от 13 декабря 2013 г.). В антологию вошло и такое бесхитростное, на первый взгляд, стихотворение Татьяны:
Сливается город
С вишневым закатом,
И вот уж во мраке
Дома не видны.
Лишь чье-то окно
Ярко-желтым квадратом
На небе горит
Чуть пониже луны.
Холодный туман
Фонари разъедают,
С деревьев слетает
Листвы пелена,
И чья-то луна
С понадкусанным краем
Из лужи блестит
Чуть пониже окна…
Но, судя по книге «Дождь в ладонях», несмотря на элегическое название сборника, Татьяна Бочарова теперь в своем творчестве старается равняться на примеры Золотого века. От личностных переживаний она переходит к тематике гражданской, исторической, даже антропософской – о становлении и изменении человека в горниле событий государственного масштаба. «Большие» темы требуют большой формы, и в книге Татьяны Бочаровой появилась поэма «Совдепия», в которой история ее семьи переплетается, как и в реальности, с историей всего государства.
А вот Совдепия моя,
Одна шестая зона мира,
Номенклатурная семья,
Номенклатурная квартира.
Страна, где труд любой в почете,
Все одинаково живут…
Финал у поэмы открытый, и это естественно – ни глобальная, ни малая история еще не завершены, но автор торопится записать то, что видел и помнит, хотя и не знает, кто будет читателем этих записок.
Раскол СССР на «постсоветские государства», оскудение русской деревни, духовное «нищенство» современного русского человека – все эти проблемы нашли отражение в стихах Татьяны Бочаровой, составивших ее новую книгу. Если бы не перепечатки из предшествующих книг, трудно было бы поверить в «трансформацию» задушевного лирика!.. Возможно, это и есть «взросление» литератора. Или такой подбор стихов в книге – следствие редакторской воли либо дань уважения вкусам и поэтическим традициям окружения Татьяны? Но мне порой при чтении «Дождя в ладонях» было жаль более нежного и самобытного голоса одаренной поэтессы.
Особенно много стихов в пятой книге Татьяны Бочаровой посвящено религиозной истории человечества и религиозным исканиям человека. Показательно стихотворение «Вечеря», где в праздничном семейном застолье видятся аллюзии к «отступлению от Христа».
Духовная тематика очень сложная и ответственная. Используя эти вечные сюжеты в произведениях искусства, необходимо проходить «по лезвию бритвы» между соблюдением религиозных канонов и эстетическими приемами. Эти требования сложно совместить. Недаром православные просветители не раз напоминали писателям Третью заповедь – «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе» – и предостерегали от слишком вольного и слишком частого обращения к священному слову. Впрочем, это касается отнюдь не одной Татьяны Бочаровой – в гражданской ипостаси ее поэзии – но и подавляющего большинства поэтов «почвеннического» толка. Гоже ли выставлять свою веру в стихах на всеобщее обозрение, точно бравируя, или вешать нательный крест (да еще и драгоценный) поверх одежды?.. Гораздо ярче говорит о Божественном начале мира четверостишие Татьяны Бочаровой, с которого начата эта статья.