Как и многие мальчишки послевоенного времени, Анатолий Михайлович мечтал стать военным летчиком. Он прекрасно учился в школе, рисовал, обладал абсолютным музыкальным слухом и самостоятельно научился играть на баяне. В Алматы, где он родился и вырос, парень охотно занимался в аэроклубе. В то время это был очень серьезный курс обучения, почти как в летном училище. Небо захватывало его, дарило ощущение свободы.
В летное училище его все же не приняли по состоянию здоровья. Зато в строительном техникуме ему были рады. Профессия техника-архитектора позволяла ему в полной мере реализовать свои знания, а увлечение мотоциклом давало ощущение свободы. В 1962 году он совершил одиночный пробег на мотоцикле ИЖ-56 по восточным городам бывшего СССР.
– К тому времени я уже три года отслужил в армии, нашел хорошую работу, приобрел много друзей. Но этого, как оказалось, мне было мало. Хотелось романтики и новых впечатлений. С этой целью я и отправился на мотоцикле по среднеазиатским городам и весям, – вспоминает Анатолий Михайлович.
Одинокого странника всюду принимали радушно, предоставляли ночлег и еду, показывали достопримечательности, знакомили с интересными людьми. И хотя он говорил только на русском, это не мешало общению с местными жителями – все друг друга понимали. Русский язык служил своеобразным пропуском в любой кишлак или город. Для молодого архитектора это был своеобразный экскурс в историю восточной архитектуры, с ее ярко выраженными национальными мотивами и колоритом, знакомство с традициями и культурой многих народов.
На горном перевале Анзоб, на высоте более 3000 метров над уровнем моря, находилась метеостанция. Отсюда, как писал поэт, «весь мир на ладони – ты счастлив и нем…». Город вечного понедельника. Перевал Анзоб. Поздно вечером в избушку метеорологов и постучался Анатолий Карамышев. На пороге стояла молодая красивая девушка.
– Татьяна (так звали девушку) накормила меня вкусной гречневой кашей и пожелала удачного путешествия, – вспоминает Анатолий Михайлович. – Эта встреча определила мое семейное счастье на пятьдесят с лишним лет, у нас родились две дочки, а теперь у меня трое внуков.
Жизнь Анатолия Карамышева вместила в себя несколько жизней, если судить по количеству встреч, людей, впечатлений. У него счастливый дар – видеть во всем возможность, а не препятствия. После женитьбы молодожены лет пять жили в Алматы, затем переехали в Душанбе. Анатолий Михайлович получил высшее архитектурное образование, прошел все ступеньки профессионального роста, став главным архитектором проектов. Он не только строил новые здания, но и вникал в суть национальной традиции, совмещая ее с новаторством.
У члена Союза архитекторов Советского Союза Анатолия Михайловича Карамышева всегда было много заказов, которые он выполнял с большой ответственностью, с необыкновенной любовью к тому, что он делает. Это были общественные здания, жилые дома, в том числе возводимые на Памире, объекты производственного назначения, а также многие социально значимые объекты, в частности, пионерский лагерь, разработанный с учетом сложного рельефа, оздоровительный комплекс и многие другие здания.
В его активе награды разного достоинства и престижные премии. Анатолий Михайлович всегда был не только конструктором, но и творцом, человеком, который работает не на сегодня – на завтра. За долгие годы работы диапазон его знаний и умений стал настолько многообразен, что вышел далеко за рамки профессии.
Уезжать с насиженного места супругам Карамышевым было тяжело. После распада Советского Союза прекратил свое существование проектный институт, где много лет трудился Анатолий Михайлович. В то время ему перевалило за шестьдесят. Несмотря на солидный возраст и богатый опыт, он оказался не у дел. К тому же начались непростые межнациональные отношения. Они-то и заставили супругов искать новое место для проживания.
В Рязань супруги приехали по настоянию дочери. Продав за бесценок просторную квартиру и практически все имущество, Карамышевы сумели приобрести здесь небольшой домик в старой части города с земельным участком. Особенно этому событию обрадовалась Татьяна Ивановна – появилась возможность выращивать цветы. Их у нее – великое множество. Кажется, что она знает о них все: когда цветут, какой источают аромат. Цветы для супругов, как поэзия или музыка, украшают жизнь, делают ее светлее и чище.
Опытного архитектора с радостью приняли на работу в проектный институт «Пром-гражданпроект», руководитель которого Валерий Кираковский сумел разглядеть в Карамышеве творческую личность и богатый потенциал, создать для него благоприятную обстановку для плодотворной деятельности.
– Я очень рад нашему сотрудничеству, – говорит Валерий Владимирович. – Анатолий Михайлович грамотный специалист, талантливый организатор, умеет находить взаимопонимание с заказчиками, особенно что касается коттеджного строительства.
– Я-то привык работать по-старому – с карандашом в руках, – рассказывает с улыбкой Анатолий Михайлович. – Современные проектировщики не знают, что такое кульман, а я не владел компьютером. Поэтому мне поначалу пришлось непросто.
В свои почти семьдесят лет Анатолий Михайлович записался на компьютерные курсы, и в течение длительного времени ездил в Москву на учебу. Сегодня он не только уверенный пользователь, при помощи компьютера архитектор выполняет сложные графические элементы. Но, как говорит Анатолий Михайлович, работа с ним не может заменить весь творческий инструментарий. Поэтому Анатолий Михайлович использует одному ему известный метод при выполнении проекта любого здания. Прежде чем приступить к работе, он делает его мини-макет, что позволяет выбрать более точный образ здания, в материальной форме почувствовать его объем и красоту. Может быть, поэтому в работе архитектора практически никогда не бывает недоделок – все выполняется грамотно и надежно.
В апреле талантливому архитектору Анатолию Михайловичу Карамышеву исполнилось 80 лет. Он, как и прежде, занимается любимым делом, которому посвятил всю свою жизнь. В его альбоме виды сотен больших и малых зданий, в том числе и построенных в Рязани. Карамышев и в этом возрасте продолжает учиться. Вся его жизнь – постижение нового. В свободное время он создает прекрасные картины, с удовольствием работает на земле и, кажется, вообще не чувствует своего возраста. Только таким путем – постоянного труда – он вырабатывает в себе ту широту взглядов и понимания, без которых человеку не дается ни разумное наслаждение жизнью, ни способность приносить пользу – людям, семье, обществу.