21:00 МСК
Вторник
06 / 12 / 2022
2313

Разноцветные кусочки времени

Поклонники Евгения Гришковца на прошлой неделе получили счастливую возможность увидеть своего кумира в Рязани, на сцене концертного зала им. Есенина. Писатель, режиссер и актер Гришковец привез в наш город спектакль «+1». Премьера собрала аншлаг и заслужила восторженные аплодисменты зала.
Автор фото: Димитрий Соколов. На фото: Е. Гришковец со студентами театрального вуза в Рязани.
Фото автора.
На снимке: Е. Гришковец со студентами театрального вуза в Рязани.

На сцене окно, за которым движутся автомобили. Ясная погода сменяется то облачностью, то дождем. У окна герой спектакля, ему за сорок. Он задумчиво смотрит на небо и поток машин. Постояв немного, он говорит: «Меня никто не знает…».

Как выразить то, что не поддается описанию? Гришковец пытается это делать через ассоциации, пересказ обычных жизненных сцен, похожих на драмы и анекдоты, – пусть зритель сам придет к невыразимому. Ну вот, вспомните про себя. Вы посмотрели фильм или прочитали книгу, которые вас чрезвычайно взволновали, поразили. Вы ни с чем подобным раньше не соприкасались. И вам хочется поделиться переживаниями с другим человеком. Вы переполнены эмоциями. Но вместо необыкновенного рассказа вы только и можете произнести «Мне очень понравилось», «Я просто в восторге», «Нет, тебе это обязательно нужно увидеть»… И если даже вы найдете точные слова для выражения своего переживания, сказанное не отзовется в собеседнике теми же эмоциями, которыми отозвалось увиденное или прочитанное в вас. И как же тогда выразить то, что внутри, как рассказать о себе, настоящем?

«Меня никто не знает…». Так может сказать о себе каждый, и поэтому мы всегда обречены на одиночество. Только в редкие мгновения оно исчезает, полнота жизни открывается нам, и тогда перед нашим взором вновь появляются картинки детства. В детстве ведь тоже отсутствовали границы с миром, а другого рая мы, живущие, пока не знаем.

Гришковец затеял сложную игру со временем, у него это, кажется, началось со спектакля «Одновременно». Чувство неполноценности времени в его привычных земных координатах, затаенная боль оттого, что ожидания на самом деле не оправдываются, сделались внутренней тягой его бессюжетных монологов. Действительно, что-то не так на нашей маленькой планете! Почему путь всегда лежит из прошлого, через настоящее – в будущее и нельзя соединить все события, переживания прямо сейчас, ведь время – есть такое сильное предчувствие! – многомерно. Отсюда извечная неудовлетворенность, неполнота, противоречивость любого действия героя.

Каждый из нас хочет быть частью мира, чтобы он нас принял, полюбил, оценил. И каждый понимает, что границы полностью непреодолимы, что есть «я» и есть «другие». Поэтому мы всегда +1 к миру, но все-таки «плюс», и в этом надежда.

Ввинчиваясь во временную спираль, Евгений Гришковец усиливает напряжение пространства. Каждый из нас на его спектаклях уходит в свой внутренний мир, где в глубине, в неведомой точке, происходит единение всех со всеми. Мы едины на уровне судьбы человечества, его призвания в мистерии космического творения. Хотя и не знаем, как нам жить.

«Я не знаю, как мне жить», – несколько раз произносит герой спектакля. И как же влюбляет он в себя этой фразой! Какой искренней симпатией отзывается она в нашем сердце! Особенно сейчас, когда самодовольство, что называется, так и прет из всех щелей, и какого политика ни возьми, он хорошо знает не только то, как надо жить, но еще и готов других поучить. Уязвимость, ранимость свойственны только неиспорченным натурам.

Но когда я не знаю, как мне жить, многое, как ни странно, перестает пугать. Герой спектакля «+1» приходит к бесстрашию, приобщает нас к созерцанию, учит прощать и надеяться.

В спектаклях Евгения Гришковца не стоит искать какой-то глубокой философии. Лучше относиться к ним как к мозаике образов. Переставляя эти разноцветные кусочки в своем сознании, каждый создает свое, личное произведение. Гришковцу удалось сделать искусством обычные воспоминания, очищенные от индивидуальных наслоений. В них только чистая правда, которая достигается предельной точностью автор-

ского высказывания.

Игре со временем подчинена и сценография спектакля. Без смены декораций герой оказывается то в Раю, то на Марсе, то на Северном полюсе, приходя к пониманию, что истинным двигателем человеческих поступков является желание любви, только она и способна подарить нам «плюс», связующий с миром и человечеством. В финальной сцене и Одинокое окно, и Покоритель Марса, и лица с фотографий сходятся воедино – только таким, цельным, завершенным, одновременным, что ли, и должен быть мир, хотя бы в мечтах, хотя бы на сцене.

Немного озадачил темпоритм спектакля. Показалось, что Гришковец решил уложить свое повествование в немного более короткий отрезок времени, чем требуется для проживания материала. Видимо, сказалась утомленность автора, совершившего большое гастрольное турне, – Рязань была предпоследним городом. Лично я вместо двух часов с удовольствием провел бы в зале все три.

На вопрос нашей газеты, выйдет ли спектакль «+1» на DVD, Евгений ответил, что и сам этого сильно желает, но устал от пиратов, ворующих чужие произведения. «Сейчас найдешь спонсоров, которые вложат 50 тыс. долларов в запись, а когда эти деньги отобьются, неизвестно, потому что спектакль сразу украдут. Я уже устал от этого», – признался Гришковец. И тут же его попросили подписать книгу с пьесой «Как я съел собаку». «Вот видите, тоже пиратское издание», – вздохнул Евгений, но автограф на титульный лист все же поставил. Помнится, три года назад, приехав первый раз в Рязань на гастроли, Гришковец пиратские книги подписывать отказывался. Сейчас относится к этому спокойнее. Видимо, созерцательность свойственна не только героям его спектаклей, но и самому Гришковцу.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 112 (3663) от 19 июня 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Кто не успел, тот... Пока не опоздал
Завершились экзамены, предусмотренные расписанием ЕГЭ. Всего в этом году было принято более 967 тысяч заявлений на участие, из них от выпускников 2010 года свыше 837 тысяч.
Земляничный бум
Этот год очень урожайный на вкусную душистую землянику. Растет она как на солнечных полянках, так и в тени лесополос. Возьмешь ягодку в рот, она тает.
Читайте в этом номере: