На днях Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева отметил 65 лет со дня основания.
За годы становления и развития учебного заведения изменился не только его статус (институт –академия – университет), другими стали материальная база, инфраструктура учебного заведения: лаборатории, общежития, студенческий дом культуры, спортивные залы, библиотечный фонд, столовые. Все это в университете соответствует современным стандартам. Неизменным остается одно: наличие молодого задора. Они, как и 65 лет назад, посещают лекции, занимаются спортом, участвуют в художественной самодеятельности, влюбляются, женятся.
Примеров, когда молодые люди за годы учебы обретали вторую половину, – множество. Один из них – супруги Бель: Анатолий Иванович и Валентина Титовна, которые в этом году отметят 62 года совместной жизни.
Недавно корреспондент «РВ» Лада Петрова побывала у них в гостях.
Как молоды мы были
Они познакомились на субботнике при закладке фундамента Рязанского Дома политпросвещения.
Она – второкурсница Валентина Болонина, председатель студенческого проф-союзного комитета зоотехнического факультета. Он – первокурсник факультета механизации сельского хозяйства, демобилизовавшийся моряк Балтийского флота, секретарь комитета комсомола своего факультета. (Оба факультета – зоотехнический и инженерный – были первыми в становлении главной кузницы сельскохозяйственных кадров Рязанской области).
– Я видел ее раньше, – вспоминает Анатолий Иванович, – активная, бойкая, веселая, а вот поговорить, подойти познакомиться, пригласить в кино – не получалось, стеснялся. А тут мы землю лопатами перебрасывали, оказались рядом. Помню, поддел на лопату немного земли. Помоги, говорю, и она свою лопату подставила под мою, и мы вот так, вместе, и донесли эту землю. Была весна, нам было весело. Война четыре года как закончилась. Мы были молоды, хотелось любить и быть счастливыми…
– Мы встречались очень часто, и без мобильных телефонов каждый был в курсе, во сколько у кого заканчиваются занятия, кто в какую сторону пойдет на благоустройство территории. Например, я иду с группой в кремль, а Толя – на уборку берега Лыбеди, – рассказывает Валентина Титовна.– Отлынивать и искать причины, чтобы не ходить, никто не думал. Заканчивались занятия – мы брали тачки, лопаты и шли работать. Берег над Лыбедью в ту пору особо не радовал. Это ведь сейчас река взята в трубу и все благоустроено. В годы нашей учебы под зданием первого корпуса сельхозинститута, в котором сейчас располагается «политех», мы лицезрели мутную беловатую воду отвратительного запаха. Беловатую, потому что в реку стекала вода из бани, находившейся на улице Подбельского, – добавляет Валентина Титовна.
По ее словам, такие пейзажи не мешали гулять по берегу, сидеть на лавочках. И, конечно, молодежь любила ходить в кино.
Чтобы попасть на просмотр какой-нибудь картины, старались экономить. Валентина даже придумала такой способ. Она готовила обеды, а 70 копеек (приблизительно в такую сумму обходились два обеда) Валентина и Анатолий расходовали на кино. Им было намного сложнее, чем сегодняшним студентам, но они старались не терять оптимизма и веры в завтрашний день, ведь позади остались голодные и тяжелые годы войны.
Из воспоминаний Валентины Титовны:
– Открытие в Рязани сельскохозяйственного института у меня совпало с окончанием школы. Мы с подругой Алей Лисицыной хорошо сдали вступительные экзамены: физику, математику, немецкий язык, литературу, написали сочинение и поступили на зоотехнический факультет на специальность «ученый зоотехник-агроном».
В общежитии жили одной семьей –12 человек в комнате. Помогали друг другу, советовались, вставали на защиту подруг перед комендантом и даже могли пойти в деканат. Мы были чисты в помыслах и живо реагировали на фальшь в отношениях. Мы ощущали некую сплоченность, были настроены на борьбу с трудностями и четко осознавали, что нас как специалистов ждут в хозяйствах области и нам предстоит их укреплять.
Помню, бежишь после занятий по коридору, остановишься возле титана с кипятком, заваришь кисельку, и дальше – в библиотеку готовиться к семинару. На обратном пути – в столовку. Не могу сказать, что обед был сытный, но ведь многим и это было за счастье. Мы с девчонками друг друга подкармливали: кто сала привезет, кто варенья, кто медку. Перекусишь – и науки в радость: ветеринария, почвоведение, земледелие. Посещение лекций тогда было 100-процентным.
Весной и осенью – сплошные субботники, работа в хозяйствах на посадке и уборке. Осенью чуть ли не до белых мух. Занятия художественной самодеятельности в основном приходились на холодное время года. Хор, индивидуальные номера. Все успевалось, ничего не тяготило, в том числе общественная работа, и любовь не мешала.
На третьем курсе мы с Анатолием поженились. Родился ребенок – дали комнату в общежитии. На занятия бегали по очереди. Бабушки помогали и подруги. Выкручивались как-то. Стипендию получали повышенную, как отличники и активисты.
Я на год раньше мужа закончила институт и поехала по распределению в одно из хозяйств Спасского района. Ох, и досталось же мне тогда, потому что в хозяйстве из-за ящура прошел массовый падеж скота. Помню, что из ситуации выкрутились с большими потерями. А потом мне довелось работать и зоотехником, и преподавателем, и главным зоотехником плодово-ягодного треста. В общей сложности в сельском хозяйстве проработала 36 лет, из них 18 лет – в тресте «Плодопром», награждена орденом «Знак Почета».
Из воспоминаний Анатолия Ивановича:
– Мои родители были учителями. Сами знали немало, и нам с сестрой привили любовь к знаниям. Особенно меня интересовали техника и механика. Помню, что как-то летом я помогал трактористу. Такая техника была не в каждом хозяйстве, а в нашем колхозе появилась. Я попросил тракториста, чтобы он объяснил мне схему работы трактора, но ему со мной возиться было недосуг или словарный запас был недостаточно велик, а может, по каким-то другим причинам, но он просто принес мне книгу и сказал: «Читай, там все написано», и я разобрался!
На войну призвали в 43-м году. Мне было тогда 17 лет. Даже десятый класс не успел окончить. Попал сначала в запасной полк, оттуда – в военно-морскую школу в город Энгельс Саратовской области. Быстро освоил специальность радиста, хорошо разобрался в технических особенностях работы передатчиков и радиосвязи. Меня оставили инструктором, направив в ученый центр на Балтику для прохождения стажировки. Здесь я по вечерам, правдами и неправдами, убегал учиться в вечернюю школу.
В Латвии получили известие об окончании вой-
ны. Радость, ликования были всеобщими! У меня и у моего друга Павла Семягина планов было – громадье. Хотелось учиться, получить высшее образование. Однако демобилизация завершилась лишь через год, в сентябре. Документы в вуз подавать было уже поздно, – рассказывает Анатолий Иванович и добавляет, что с другом пришлось дойти до Москвы, чтобы получить разрешения на сдачу вступительных экзаменов в Рязанский сельскохозяйственный институт.
***
Вот так и получилось, что судьба крепко-накрепко связала Анатолия Ивановича с агровузом, куда он поступил на открывшийся в 1950 году инженерный факультет на специальность «использование и ремонт тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин». После окончания вуза работал на руководящих и инженерных должностях в различных хозяйствах Рязанской области, а когда в 1962 году в РСХИ открылась аспирантура, поступил в нее.
Анатолий Иванович многое сделал для улучшения методики преподавания. В 1977 году его направили формировать новую кафедру «Эксплуатация МТП». К тому времени Анатолий Иванович имел большой производственный опыт. Под его руководством была создана лаборатория, на основе которой студенты изучали технику безопасности на производстве.
В 1997 году возникла необходимость в новых исследованиях, и Анатолий Иванович начал работу над докторской диссертацией. Заявки на его работу присылались от многих хозяйств России и Беларуси. Он изучал способы оптимального скоростного режима скашивания зерновых культур, уменьшения потерь и повышения качества уборки.
Помимо этого, Анатолий Иванович читал лекции и проводил лабораторно-практические занятия по профилю кафедры на всех факультетах академии.
Не оставлял он без внимания и методическую работу. В списке его трудов более ста наименований.
К сожалению, бег времени нельзя остановить. Сегодня супруги Бель находятся на заслуженном отдыхе. Их часто навещают дети – дочь и сын, четверо внуков и трое правнуков, а также волонтеры родного вуза.