00:21 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2071

Без дома. Без призрения

В Петропавловске-Камчатском правительство пересчитало бездомных. Их оказалось 93 человека. Именно так – не 90, не 100, а 93, что говорит о серьезности подхода. Об этом сообщили на одном из телеканалов, а также о намерениях краевого правительства приобрести автобус для обогрева и передвижную баню, чтобы помочь этим людям.

Точное число бездомных в Рязани не известно. Называют обычно одну цифру – 100, чуть больше или чуть меньше. Но в Рязани жителей примерно втрое больше, чем в Петропавловске, а значит, и людей без крыши над головой побольше будет.

Бездомные в городе, конечно, – беда. Но исчерпать эту проблему, ликвидировать клошарство (как изящно называют бродяжничество в Париже) еще никому в цивилизованном мире не удавалось. Я видела, как спят на садовой скамейке, укрывшись газетой, бездомные в Сан-Франциско, как просят подаяния в Варшаве, как скучают они на оживленных улицах Берлина. Так что не только в уровне жизни общества дело. Люди по разным причинам оказываются на улице – в связи с болезнью, по криминальным обстоятельствам, по собственному выбору... Сама жила в общежитии и не раз наблюдала, знаю, как недолог этот путь – из дома – в общагу, из общаги – на улицу. Русская пословица «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» на удивление справедлива и безвременна.

И мы уже не удивляемся, когда видим группу не очень опрятных людей в ожидании у храма. Сюда им каждый день привозят еду. Они томятся в ожидании пищи, а заодно и подаяний. Живу рядом с рынком, и вот уже несколько лет наблюдаю обитающих здесь бездомных – одни и те же лица. Они редко о чем-нибудь просят. Но стоит вынести к мусорным контейнерам поношенную одежду, через десять минут ее не будет. Так приходит понимание того, что и у бездомности есть свои стадии: сначала просить неловко, а потом уже и не стыдно. И тех, кто не испытывает неловкости, протягивая руку за милостыней, мы тоже уже знаем в лицо.

Чем еще им помочь? Кто-то становится волонтером и привозит горячие обеды. У нас в Рязани этим занимается организация под названием «Социальный патруль». Много лет говорили о том, что нужно создать гостиницу для бездомных. Создали ее. Но не в Рязани, а в Криуше. По форме все правильно, а по сути – сомнительно. Добраться туда человеку, не только бездомному, но и безлошадному, трудновато. Тот же социальный патруль доставляет в гостиницу тех, кто готов, говоря официальным языком, социализироваться – вернуться в нормальную жизнь. Им помогают восстановить документы, найти родственников.

Проблема в том, что вернуться в нормальную жизнь не все могут и не все готовы. Из произведений классиков мы знаем, что в дореволюционной России для таких «вольных птиц» и невольных странников были ночлежки. Пришел на ночь, выспался, ушел. И никто не интересуется твоими жизненными обстоятельствами и планами. Я как-то с трудом представляю себе такое заведение в таком городе, как Рязань, например. Стоит только сообщить о перспективе открытия ночлежки в любом из городских кварталов, и почтенные обыватели организуют «акцию протеста». Никому такое соседство не понравится.

А вот идея передвижного пункта обогрева, передвижной бани по-своему привлекательна. Это такая помощь без понуждения и воспитания. Ненавязчивая помощь. Людям иногда нужно помочь просто выжить, а не изменить свою жизнь. На Камчатке это, кажется, поняли. Может, и у нас найдутся понимание и средства. Не думаю, что Камчатский край сильно богаче нашего.

В русском языке был такой глагол – призреть, что значит покровительствовать, помогать, патронировать. И было ведомство общественного призрения. Прошу не путать с презрением – презрительным, пренебрежительным, высокомерным отношением к тому, кого считаешь ниже себя. Так вот, ведомство общественного прИзрения было в ведении не столько государства, сколько царской семьи, чаще всего государыни. Монарший пример был сигналом для благополучных в материальном смысле благотворителей. И появлялись приюты, странноприимные дома, богадельни... В Рязани есть несколько изысканных в архитектурном смысле зданий, построенных на деньги благотворителей для богаделен. Теперь в них расположились разные весьма почтенные ведомства и организации. А когда-то здесь призирали нуждающихся в помощи.

Теперь государство вынуждено взять на себя значительную часть социальной помощи обездоленным гражданам. И многое делает для этого. И гражданское общество просыпается, находит в себе силы не прЕзирать, а прИзирать – заботиться, помогать. Только нам бы побольше изобретательности и простого человеческого понимания в этом благородном деле. Как на Камчатке.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 98 (4646) от 31 мая 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Хранить, что дано природой
К этому призвали туристов, посещающих национальный парк «Мещерский»
Лада Петрова
На маршруте от Читы до Камчатки
Путешествие рязанца Виктора Атласова продолжается
Лада Петрова
Читайте в этом номере: