Отсчет новой жизни МУП ЖКХ «Горизонт» начало ровно год назад, когда обанкротилось прежнее коммунальное хозяйство. Вместе с ним исчезла вся материально-техническая база. Даже ободранного веника нельзя было сыскать на складе. Власти поселения приняли смелое решение: учредить свою жилищно-эксплуатационную организацию. Почему не пошли по пути тех муниципальных образований, которые передали полномочия по ЖКХ на уровень района?
– Мы давно убедились в неэффективности старой системы обслуживания, она была медлительной и неповоротливой, – разъясняет глава Искровского сельского поселения Василий Овечкин. – К примеру, собрали в поселке бытовой мусор, нужно вывезти. Звонишь в коммунальную обслуживающую организацию. Там говорят: вы нам сначала оплатите. Пока идут деньги, мусор горит и разносится ветром по поселку. И так работало абсолютно все.
– Мы отошли от дурной практики, когда люди и техника постоянно перебрасывались на дальние расстояния, – подключается к разговору директор МУП ЖКХ «Горизонт» Владимир Чирков. – Это потеря времени и денег. Сейчас заранее определяем фронт работ и доводим начатое до конца, не распыляем ресурсы. Рентабельность услуг заметно повысилась.
Проявив изрядную настойчивость, в Искре сумели грамотно провести процесс разграничения имущества. Коммунальная инфраструктура, здания и сооружения перешли поселку. В пользование «Горизонту» передали два экскаватора, два трактора, «Волгу», «УАЗ», спецмашину по откачке сточных вод.
– Все наши потребности обеспечить, конечно, не удалось. Один экскаватор и один трактор вообще оказались сломанными. Оргтехнику пришлось на первых порах приносить из дома или заимствовать у организаций. Но мы не отчаивались, слишком сильно было желание организовать дело по-новому. И люди нас поддержали: 90 процентов населения оплачивало услуги без задержек, – рассказывает Владимир Чирков.
– А что удалось сделать за год? – допытываюсь у Владимира Владимировича. Интерес директора к разговору заметно повышается. Ему есть о чем рассказать:
– Вы представляете, что такое водонапорная башня для села? Вещь ненадежная, особенно зимой. Отказала – и сотни людей сидят без водоснабжения, а сама башня превращается в ледяной столб – не раз, наверное, видели. Мы в поселке Госплемстанция подошли к решению проблемы радикально. Купили за 130 тысяч рублей частотник (это такой прибор, регулирующий напор воды) и подключили его к глубинному насосу. Необходимость в водонапорной башне отпала, а вместе с ней ушли в прошлое расходы на дезинфекцию воды. Ранее такую же операцию провели с водоснабжением поселка Искра. Экономический эффект ощутили сразу. Мало того, что над нами не висят теперь угрозы аварии, так еще и в два раза снизили энергопотребление, уменьшили издержки в эксплуатации оборудования. Сначала все силы мы бросили на аварийные участки, восстановили водоснабжение в Букрине, Ялине и Шевцове. По областной целевой программе получили 430 тысяч рублей на замену труб отопления в поселке Искра, спасибо районной администрации – очень нам помогли. Качество воды заставило нас всерьез озаботиться системой очистки. На Госплемстанции очистные сооружения не проходили санитарное обслуживание лет тридцать. Мы уже провели необходимые работы на приемном резервуаре и колодце тонкой очистки, на очереди – илонакопитель. Сосредоточились на ремонте домов и сетей, закупили пиломатериалы, краску, шпаклевку, побелку, трубы различного диаметра, три насосных установки. Проложили 200 метров водопровода. Ведем капитальный ремонт подъездов и мягкой кровли. Да что перечислять! Давайте лучше сходим в один из домов, сами все и увидите, – прервал свой рассказ Владимир Чирков. В подъезде дома 21 по ул.Мира мы повстречались с Ниной Мягковой и Светланой Екишкиной.
– Очень довольны, как ремонтируется наш подъезд, – не смущаются они при виде неожиданной инспекции. Подъезд сияет свежей краской и побелкой. – Особенно рады металлической двери с домофоном. Устанавливали ее на свои средства, а потом ЖКХ «Горизонт» расходы жильцам возместило.
– На следующий год готовьтесь менять окна в подъезде. Пластик или алюминий – решайте сами, но при условии долевого участия жильцов, – деловито замечает Владимир Чирков. Женщин такая перспектива радует: «Уровень жизни будет «столичный».
– Без работы не сидим, – радуются маляры Мария Пронина и Нина Чиркова. – Все наряды расписаны на неделю вперед. Отделочные материалы всегда хорошего качества, не то что раньше, когда давали остатки со склада. А теперь используем лучшие эмали и получаем от покраски удовольствие.
С начала года МУП ЖКХ «Горизонт» выполнил капитальный ремонт девяти подъездов. Во дворах жителей радуют новенькие лавочки и детские площадки.
– Важно, чтобы люди видели, как плата за жилье возвращается к ним в виде качественных услуг, – рассуждает Владимир Чирков. – Нам хотелось показать, что при правильном подходе любая обслуживающая организация в ЖКХ из планово-убыточной может стать прибыльной. Приукрашивать ситуацию не хотим – работать нелегко. Хватает несогласованности в отношениях с ресурсоснабжающими предприятиями. Но то, что от нас зависит, мы сделали: избавились от лишних расходов, от раздутого административного аппарата, съедающего всю прибыль ЖКХ. У нас в штате всего шесть управленцев, остальные работники – специалисты. Все держатся за свои рабочие места, текучести кадров нет. И вся наша финансовая отчетность открыта. Несколько раз в году мы вывешиваем в конторе табель с нашими зарплатами на всеобщее обозрение. Нам за эти суммы не стыдно, поскольку доля зарплаты в общих расходах поселкового МУП ЖКХ составляет всего 14%. А зайдите в какую-нибудь другую обслуживающую организацию. Вы там увидите и 30 и 33 процента. Я считаю, что любая власть должна быть подконтрольной, а на уровне поселения и подавно, иначе тебя не поймут и не примут как руководителя. Что касается ЖКХ – то это, пожалуй, визитная карточка местного самоуправления. Если здесь дела обстоят нормально, то и жители чувствуют себя хозяевами.
У искровского ЖКХ «Горизонт» нет долгов ни по налогам, ни перед поставщиками услуг. Несмотря на то, что объема работ хватает с избытком (все-таки 47 тыс.кв.м.жилья, восемь населенных пунктов), здесь умудряются помогать социально важным организациям буквально за доброе слово. И жители при выборе способа управления своими многоквартирными домами отдают предпочтение этой организации. Потому что ее будущее внушает доверие уже сегодня.