Казалось бы, живи и радуйся. Но случается, что не всегда кажущееся нам комфортным, таковым на самом деле является. Либо по истечении какого-то времени комфортное перестает быть таковым и становится попросту дискомфортным.
Вспоминается, как еще лет десять-пятнадцать назад маршрутные такси представлялись нам благом. Быстрые и юркие, они выигрывали перед неповоротливыми и медлительными автобусами-гармошками и троллейбусами. И мы как-то закрывали глаза на тесноту и духоту в салонах, необходимость иной раз ехать стоя или то и дело передавать деньги за проезд. Но терпеть это постоянно невозможно, и сегодня уже «мобильный» вид транспорта зачастую вызывает лишь раздражение, а вынужденное пользование им воспринимается как испытание. Скопление на одной остановке нескольких микроавтобусов, непрестанно подающих друг другу пронзительные звуковые сигналы (такую картину можно практически в любое время суток наблюдать, например, на площади Победы), вносит в и без того суматошную городскую жизнь еще больше напряжения. Возникает естественное желание отойти подальше и сесть в не столь торопливый, зато более спокойный транспорт – старый добрый автобус или троллейбус, передвигаться в которых гораздо спокойнее.
Очень своевременно в этой связи прозвучали задачи, поставленные недавно Губернатором Олегом Ковалевым перед городскими властями – постепенно переходить от маршрутных такси к более вместительному пассажирскому транспорту. К слову, это уже сделано в некоторых российских городах.
Сомнительный комфорт подчас предоставляют нам и супермаркеты. Здесь, на первый взгляд, все устроено для удобства покупателей. Однако они то и дело сталкиваются со следующими типичными казусами: одна работающая на весь магазин касса, штрих-код на товаре, который не считывается, неисправное устройство для оплаты покупки по банковской карте. И это, заметьте, в условиях жесточайшей конкуренции между отдельными магазинами и целыми торговыми сетями. Более всего неприятна ситуация, когда у кассы узнаешь, что выбранный товар стоит больше, чем указано на ценнике. Самое распространенное объяснение у кассира в таких случаях – покупатель не на тот ценник посмотрел. А разве трудно во избежание подобных казусов размещать ценники так, чтобы покупателям не приходилось всякий раз разгадывать ребусы?
Может показаться, что комфорт – понятие сугубо материальное. Отнюдь. Не стоит забывать, что комфорт (или его отсутствие) – не только в том, что нас окружает. Очень важно состояние внутреннего, если хотите, душевного комфорта. Потому что если этого самого душевного комфорта в человеке нет, то он создает и вокруг себя дискомфортную обстановку (сколько раз приходилось замечать это и даже испытывать на себе). И когда восприимчивый сосед попадает под такое «дискомфортное» излучение, то весь мир начинает представляться ему неуютным и неудобным. Кажется, что и маршрутки, скопившиеся на одной остановке, гудят сильнее и агрессивнее обычного, и очередь на кассу в супермаркете совсем не движется, и даже такая полезная штука, как сплит-система, не дарит приятную прохладу, а лишь производит струи холодного воздуха, от которого только мурашки по телу. Выходит, что, по большому счету, каждый из нас сам для себя задает общий уровень жизненного комфорта. А удобства современности, хотя и влияют на него, но решающего значения все-таки не имеют.