К чему это я? Ну как тут не вспомнить классика: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Дискуссии о запретительных мерах законов, ограничивающих продажу и употребление алкогольной и табачной продукции, как ни странно, в обществе продолжаются. Странно потому, что, во-первых, законы приняты, вступили в силу, и обсуждать уже нечего, точнее, поздно. Еще удивительно потому, что вряд ли найдется хотя бы один здравомыслящий человек, считающий, что пить (понятно, не лимонад) и курить, например, на лавочке в парке или возле дверей школы, тем более, в присутствии детей, вполне естественно. Но, может быть, я ошибаюсь?
Иногда мне начинает казаться, что ошибаюсь. Напротив сквера имени Скобелева в этом же микрорайоне сегодня создан настоящий детский городок. Здесь и игровая площадка, и те же предприимчивые рязанцы, заманивающие малышню по-прыгать полчасика на пыльных батутах за пятьдесят рублей. Чего только не увидишь в этом городском оазисе детской радости. Ну утомленные солнцем и, видимо, чем-то покрепче нарзана владельцы прыгательных установок, одной рукой принимающие деньги, другой держащие дымящиеся сигареты, – уже часть общей картины и даже мой глаз не раздражают. В парке много скамеек, чтобы родителям, выгуливающим своих чад, было комфортно за ними приглядывать. Удобство налицо: на одной из скамеечек чистят тарань, рядом, в пакете, – батарея пенного. На другой отцы пропускают по маленькой покрепче. А что? После работы надо расслабиться – совмещают полезное с приятным. Такую картину, с вариациями, конечно, я наблюдаю регулярно, когда не слишком поздно возвращаюсь с работы. Парк традиционно полон и детьми, и взрослыми. Действительно, это одна из очень немногих рекреационных зон в микрорайоне. Но никогда я не слышала, чтобы кто-нибудь возмутился соседству столь противоположных интересов детей и взрослых. Поэтому мне нередко кажется, что я чего-то недопонимаю.
Но закон-то есть. Что же делать? Увеличить численность патрульно-постовой службы, всех скопом записать в дружинники, патрулировать каждый двор, сквер, поставить по полицейскому на каждую остановку общественного транспорта, где также теперь нельзя курить, но никто этого требования не выполняет? А может, просто отменить данные запреты, раз общество с ними не согласно и не собирается их выполнять?
Кроме внешних, государственных запретов, у каждого есть свои «табу», определенные в том числе этическими ценностями той среды, в которой мы живем. И нередко, казалось бы, неприемлемые поступки при массовом исполнении переходят в разряд нормы. Очевидно, что-то случилось с некоторыми нашими нормами, представлениями о прекрасном. Наверное, именно поэтому законодательная правда так часто отличается от правды жизни.
Конечно же, заградительные меры, утвержденные государством, нужны, очень нужны, что бы ни говорили сторонники свободы нравов и личности. Ведь все мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, как физически, так и нравственно, чтобы у них была красивая, счастливая жизнь, без вредных привычек и пристрастий. А чужой пример, ой как бывает заразителен, тем более – пример взрослого. Да и не так страшен пример, которому еще не всякий последует, как превращение несущего человеку зло в обыденное, общепринятое, нестрашное. И пусть не мытьем, так катаньем, запретами ли, штрафами ли, но понятия добра и зла вернутся на свои прежние места.