Зачем это нужно
Чтобы объяснить зачем нам нужна оптимизация, Надежда Бушкова привела вначале несколько тревожных показателей, характеризующих систему образования сегодня. Во-первых, количество школьников в регионе по сравнению с 2001 годом уменьшилось более чем на 50 тысяч человек. Во-вторых, в огромном количестве сельских школ (а они от общего числа составляют три четверти) учится лишь четверть всех учеников Рязанской области. В-третьих, только 9, 5 процента всех рязанских школ соответствуют современным требованиям, в то время как в других регионах, где система образования уже модернизирована, этот показатель доходит до 75 процентов. В этих условиях страдает, по мнению Надежды Бушковой, качество образования. Наши выпускники хоть и имеют более высокий балл по ЕГЭ в сравнении со среднероссийским, однако в ряде областей ЦФО показатели гораздо выше наших. Учащиеся сельских школ вообще пытаются обойти ЕГЭ, а для этого просто уходят получать профессиональное образование после 9-го класса. Не радуют и результаты Всероссийской олимпиады школьников – среди ее победителей рязанцев могло бы быть и больше. Укрупнение образовательных учреждений, создание опорных школ, переход на нормативно-подушевое финансирование должны поправить ситуацию.
Опорная – значит лучшая
В первую очередь, чтобы укрепить систему образования области, в каждом муниципалитете выбраны опорные или базовые школы. Это школы – где созданы лучшие условия, где работают лучшие учителя. В них, как объяснила Надежда Бушкова, можно не только получить качественное образование детям – они служат еще и базой для переподготовки педагогов, стажировки у своих коллег. В Рязани таких школ будет четыре. Какие именно, можно будет узнать в сентябре на сайте министерства образования области.
Разумная оптимизация
По нормативам в одном классе сельской школы должно быть не менее 14 человек. А в Рязанской области сейчас работают 84 школы, где учеников меньше десятка. Их обучение обходится бюджету в копеечку. За год на одного такого ученика тратится от 80 до 200 тысяч рублей! Хотя по нормативам должно быть около 20 тысяч. А если школа ветхая? А если все предметы там ведут три учителя? Получается: расходы огромные, а качество обучения сомнительное.
– Мы закрываем такие школы исходя из того, как далеко находится более крупное образовательное учреждение, насколько оно обеспечено педагогическими кадрами. То есть, оптимизируем разумно, – подчеркнула Надежда Бушкова, отвечая на вопросы журналистов.
Что касается количества закрытых школ, то в одних районах области оно может составить одно-два учреждения, а в других от пяти до шести. Все зависит от местной специфики.
Как объяснила министр, дети из закрывшихся школ, и возможно, учителя, будут переезжать в более крупные школы на специальных автобусах. В Правительстве области сейчас обрабатывают заявки на транспорт из муниципалитетов.
В более крупных школах новичков ждут нормальные условия, которых не было в старых ветхих зданиях. Это, например, водопровод, канализация, пищеблок. Еще один важный недостаток малокомп-
лектных школ – это неразвитость эмоциональной сферы ребят, их низкая социализация из-за небольшого, меньше пяти человек, коллектива. Перевод таких детей в полноценные коллективы сможет поправить и эту ситуацию.
Где работать учителям?
Это одна из самых злободневных проблем для педагогов закрывающихся школ. Она действительно остро стоит, и министерство образования совместно с муниципалитетами будет этим заниматься. Вместе с тем, сейчас в области имеются 167 свободных педагогических вакансий. И это на фоне того, что в малокомплектных школах работают педагоги, в основном, глубоко пенсионного возраста. А по статистике, дети больше хотели бы видеть рядом молодых учителей. Надежда Бушкова пообещала, что их привлечением на село в ближайшее время в нашей области будут заниматься, причем через систему целевых наборов на педагогические специальности.
– Молодые сельские педагоги должны иметь такие же преференции, в том числе и на получение жилья, как и выпускники агротехнологического университета, – считает Надежда Бушкова.
Какая она, новая школа?
Подводя итог встречи с журналистами, Надежда Бушкова рассказала, какой она видит школу нового образца. Это, по ее мнению, школа, где и ученики, и учителя умеют пользоваться новыми цифровыми технологиями, современным оборудованием, образовательными ресурсами Интернета, школа, где придают большое значение воспитанию и сохранению традиций.