О начале войны Виталий Толстов узнал из речи Молотова. Текст обращения наркома иностранных дел к советскому народу передали по радио в полдень, 22 июня 1941 года.
Тогда шестнадцатилетний юноша еще не осознавал, что беда пришла на его Родину на долгих четыре года. Вскоре немецкий сапог уже топтал родину Толстова – Смоленщину, а Виталий с матерью уже как год жил в Москве, недалеко от Кремля, на 3-й Мещанской улице. Столицу бомбить немцы начали ровно через месяц после нападения на Советский Союз. При первой же бомбежке погибли сотни людей. В их числе и мать Виталия Толстова. Остался парень сиротой. Но отсиживаться не стал, пошел работать в госпиталь. Дядька по матери Иван Иванович Михалевский, заместитель главного врача эвакогоспиталя, обрадовался инициативе племянника. Стал Виталий работать вольнонаемным статистиком в госпитале, а затем – в распределительном эвакопункте, который входил в состав действующей армии.
Через несколько месяцев немцы были уже у столицы. Город начали обстреливать из пушек, бомбили с самолетов. Враг хотел не только разрушить, но и сжечь Москву, поэтому на крыши домов летели не только фугаски, но и зажигательные бомбы. Ветхие чердаки «зажигалки» пронизывали, словно гвозди фанеру, и загорались уже внутри помещений. Но если успеть быстро забросать разгорающееся пламя песком (ящики были на каждой крыше), пожар можно было предотвратить. Толстов спас от пожара сотни домов. Дежурить на крышах приходилось и днем, и ночью. Видя, что парень ответственный и надежный, начальство госпиталя посылало Виталия под бомбежками в штаб с донесениями. Жизнью юноша рисковал не раз, защищая Москву. И поэтому самая дорогая среди многочисленных наград на кителе полковника Виталия Сергеевича Толстова – медаль «За оборону Москвы».
Редкий случай. Боевая награда вручена шестнадцатилетнему юноше. После того как немцев отогнали от столицы, Виталий решил не терять времени напрасно и поступил учиться в школу техников-связистов при политехникуме имени Подбельского. А уже через год его призвали в Красную Армию и направили учиться в первое Московское пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. Еще через год Виталий Толстов, окончив училище, становится младшим лейтенантом. Но не фронт отправился, а в тыл к врагу. При перелете границы едва не погиб – самолет обстреляли бандеровцы. Но до Будапешта долетели благополучно.
– В Венгрии я выполнял задания командования Главного разведывательного управления, вспоминает полковник Виталий Толстов. – Добывали нужные сведения.
После войны разведчик окончил Московскую военно-юридическую академию и получил назначение в трибунал Одесского военного округа. Стал Толстов следователем военной прокуратуры. Помощником военного прокурора Виталий Сергеевич нес службу в Плесецком районе Архангельской области, в Тбилисском и Львовском гарнизонах. Сорок пять лет назад Толстов стал военным прокурором Рязанского гарнизона, затем служил прокурором по общему надзору в прокуратуре области.
В роду Виталия Толстова несколько поколений офицеров защищали Родину. Сын Виталия Сергеевича – подполковник запаса, два внука – десантники. Мечтают об офицерских погонах и правнуки.
– Жизнь свою я прожил не зря, – говорит Виталий Толстов.
Виталий Толстов награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, двадцатью медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Неоднократно поощрялся генеральными прокурорами СССР и Российской Федерации.
В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне ветеран отпразднует свой 90-летний юбилей. Толстов еще полон сил. Черпает жизненную энергию в своей семье и на рыбалке. Страсть к рыбной ловле пришла к Виталию еще в армии. В свое время он был чемпионом Прикарпатского военного округа по рыбной ловле.
Он много пишет (член Союза журналистов), читает и даже играет на баяне. Живет, одним словом.