22:39 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
1958

Дождь снижает пожароопасность

Но это не повод забывать об ответственности

В этом убежден начальник ГБУ РО «Пожлес» Сергей Абрамов, с которым недавно беседовала ведущая регионального выпуска «Российских лесных вестей» Лада Петрова.

Договориться о встрече было непросто – работники «Пожлеса» никогда не гарантируют своего присутствия в офисе в период высокой пожароопасности в лесу. Такая возможность представилась, когда по прогнозу погоды ожидался дождь.

С утра палило так, что появились даже сомнения. Но едва въехали на территорию «Пожлеса», как капли дождя забарабанили по лобовому стеклу и корпусу машины.

– Такая погода для сотрудников нашей службы – большая радость, – при встрече, улыбаясь, сказал Сергей Абрамов. – Дождь позволит немного передохнуть и провести анализ проделанной работы.

– С начала пожароопасного периода на территории государственного лесного фонда зарегистрировано 17 лесных пожаров общей площадью 8,8 гектара. Если распределить их по районам, то лидерами по возгораниям в лесных массивах стали Ермишинский, Касимовский и Рязанский районы, на каждый из них приходится по 4 лесных пожара. Помимо этого, в Шиловском районе – три пожара, в Шацком – два, – объяснил Абрамов, подойдя к большой карте, на которой оранжевыми флажками обозначены возгорания в лесных массивах текущего года, бордовыми – прошлого.

– Сергей Александрович, возросло ли число пожаров в текущем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?

– В прошлом году к середине июня было зарегистрировано 6 пожаров, в этом – в три раза больше, но площадь горения сократилась – в полтора раза. Это говорит о том, что в «Пожлесе» рационально используются силы и средства, оперативно реагируют на возгорания дежурные. Все пожары ликвидируются в день обнаружения. В этом году удалось не допустить на территории региона ни одного пожара площадью больше одного гектара, несмотря на пятый класс пожарной опасности.

– Обстановка в соседних областях не напрягает? Или во Владимировской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Липецкой, Московской областях и Республике Мордовия, с которыми граничит Рязанская область, – все спокойно?

– С коллегами из соседних областей есть договоренность по мониторингу пожароопасной обстановки, по взаимодействию на уровне специализированных учреждений и по линии авиапатрулирования. Если при облете мы обнаруживаем пожар на территории перечисленных областей или они у нас, мы друг друга информируем. А что касается пожароопасной обстановки на сопредельных территориях гослесфонда, то Федеральная диспетчерская служба Рослесхоза, распространила экстренное предупреждение. Где-то удалось держать все под контролем, а где-то возникали проблемы, в основном из-за усиления рекреационной нагрузки на леса и прилегающие к лесу территории.

– Природа в областях средней полосы мало различается. Тем не менее, если посмотреть сводки, то с начала сезона где-то произошло до 20 пожаров, а где-то как в Нижегородской, Тверской и Московских областях – больше ста. Понятно, что причины такой статистики – разные. На ваш взгляд, что способствует успешной работе по ликвидации пожаров?

– Одна из важнейших составляющих – организация. Мы провели анализ работы в прошлом году, выслушали мнения начальников лесничеств и приняли превентивные меры. Продумали возможность прокладывания дополнительных минеральных полос, провели перегруппировку сил в ряде ПХС. Организовали ряд отдельных постов. Например, в деревнях Старо-Чернеево и Свеженькой Шацкого района, в Деулине, на границе с национальным парком. Сотрудники, принятые на работу, обучены, на посту есть необходимые средства для пожаротушения. Подлетное время до этих постов полтора часа.

В конце апреля в Свеженькой случился большой пожар, в результате которого сгорели около 30 строений. В течение часа до приезда основных сил МЧС наш сотрудник – Николай Иванович Варламов не только боролся с огнем своими силами в населенном пункте, но и делал все для того, чтобы не допустить распространения огня на территорию лесного массива. Обстановка была очень сложной: сухая жаркая погода плюс сильный ветер. Когда на место прибыли дополнительные силы, проезд к лесному массиву по задымленной территории был осложнен не только дымовой завесой, но и захламленностью территории. С поставленной задачей все равно справились, огонь от леса удалось отсечь. За проявленную стойкость Николай Иванович представлен к поощрению.

Для раннего обнаружения пожара у нас немало возможностей. Это и информация с камер видеонаблюдения, от дежурных с пожарной вышки, авиапатрулирование, данные наземного автопатрулирования. Нередко звонят граждане. С начала сезона сигналы поступали по единому номеру телефона и от единой диспетчерской службы районов. Задействован весь спектр имеющихся средств мониторинга. Многое, конечно, на местах зависит и от руководителя ПХС, от его оперативности и умения принять правильное решение, грамотно распределить имеющиеся ресурсы.

– Скажите, а что чаще всего становится причиной возгорания? Человеческий фактор?

– Что касается человеческого фактора, то, например, со 2 по 9 июня мы выезжали на устранение возгораний в лесном фонде – 4 раза, а 15 раз – на тушение сухой травы с угрозой лесу. К слову, тушить траву начали еще в марте. Еще снег лежал, а поля уже горели. Причем таких выездов на долю наших коллег из МЧС тоже выпало немало. Понятно, что трава загоралась не по взмаху волшебной палочки. Поджигая траву, люди совершенно забывают о том, что ветер часто меняет свое направление. Чтобы проводить отжиг, необходимо провести дополнительные мероприятия, предусмотренные на этот счет. С начала пожароопасного сезона наша служба выезжала на тушение горящей травы с угрозой лесу –145 раз, то есть 145 раз мы спасли лес от пожара.

– По сути, это цифра близка к среднему показателю лесных пожаров по областям ЦФО текущего года… На ваш взгляд, принятых мер в период высокой пожарной опасности достаточно? Ведь получается, что пожары, случившиеся в лесу в этом году – по вине граждан?

– В 11 случаях из 17-ти – это человеческий фактор. В 4-х – возгорание от сухой грозы, а в 2 случаях – от обрыва линий электропередач.

– Сергей Александрович, на выставке, которая проводилась во время акции «Антипал», можно было увидеть различное оборудование и средства пожаротушения. Какие из экспонатов вам показались наиболее интересными?

– Мы уже давно прорабатываем на уровне министерства лесного хозяйства возможность оснащения нашей службы беспилотными летательными аппаратами. Беспилотники успешно используются в ряде областей. Плюсов много: наличие инфракрасной камеры, вмонтированной в летательный аппарат, с помощью которой легко определить границы пожара даже при сильном задымлении, экономичность и эффективность использования беспилотника в сравнении с другой авиатехникой, легко регулируемая высота и дальность облета. Такие технические средства можно использовать для выбора наиболее удобного подъезда автотранспорта к очагу пожара, а также для поиска людей, заблудившихся в лесу. Все зависит от возможности реализовать это предложение. Надежду на то, что со временем беспилотники в «Пожлесе» появятся, мы не теряем.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 111 (4659) от 21 июня 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Вести районов
Пусть в лесу станет чисто!
Жителей Рязанской области призывают собирать мусор в лесу
Лада Петрова
Читайте в этом номере: