Речь идет о сосне, которую в Шацком районе почитают как достопримечательность. Ее фотографируют, гладят ствол и стараются разглядеть шикарную крону. Ну уж больно высокая – метров 30, а то и 40. Говорят, «портрет» «Ведьминой шапки» побывал даже на Всероссийской выставке народного хозяйства.
Особенность дерева, которому, по мнению специалистов более 120 лет, заключается в том, что у этой сосны всего несколько сучков, и те на самой вышине, а крона симметрична корневой системе и по форме напоминает верхушку пальмы.
По поверью местных жителей, в давние годы в густой кроне прятался разбойник и конокрад по кличке Заяц, за которым охотилась уездная полиция. Говорят, что этот самый Заяц научился каким-то образом забираться на вершину, откуда скидывал вниз веревку своим подельникам. Насколько поверье соответствует действительности, сказать трудно, однако многие пожилые люди из ближних сел помнят времена, когда в надежде положительно решить какую-то проблему или вопрос люди приходили к старой сосне, прикладывали к стволу руки и просили силы природы помочь. Отношение к дереву всегда было трепетным. Сосну берегли и берегут от огня и от вырубки.
Говорят, что вроде бы это дерево росло не одно, их было два, но особенностью «Ведьминой шапки» заинтересовались не то селекционеры, не то специалисты из института леса. Одну сосну спилили и увезли для исследований. Оставшаяся продолжает радовать тех, кто знает о ее существовании и приходит приложить руки к стволу, чтобы подзарядиться энергетикой Кермисинского леса.
По мнению лесоводов, вырастить аналогичное дерево сложно, и пока ни у кого не получалось. Для этого потребовалось бы забраться к самой кроне, чтобы срезать несколько веточек, а потом привить их.
А ведь такие сосны – мечта деревообработчиков, потому что можно получить древесину с хорошим КПД. Но есть и другое мнение. «Не обижайте нашу «шапку», – упредила меня от желания провести эксперимент студентка одного из рязанских вузов Аня Котова. – Люди берегли эту сосну больше века совсем не для того, чтобы кто-то нанес вред дереву».
Сказанное показалось убедительным, и все же так хочется, чтобы подобных сосен стало больше, потому что тогда и возможность изучения особенностей таких нестандартных деревьев не будет вызывать протест местных жителей. Как знать, может, это какой-то новый вид хвойников?