В РХУ им. Г.К. Вагнера талантливые юноши и девушки поступают, как правило, в 15 лет, а выпускаются в 19-20 (срок обучения зависит от специализации). Молодые живописцы защищаются эскизом картины на самостоятельно выбранную тему.
Многие дипломы отражают процесс юношеской самоидентификации: «кто я, что (или кто) влияет на меня». Выпускники изображают себя, близких и друзей (часто у окон, распахнутых в мир, который предстоит покорить), пишут пейзажи родных мест, делятся ощущениями от ярких событий, увиденных своими глазами. Поиски заветных мотивов, осмысление и художественное воплощение духовного и культурного наследия человечества, а тем более остросоциальных тем – все еще впереди.
Но защита этого года (дипломные руководители Татьяна Власова и Сергей Абакумов) стала откровением для многих. Выбор тем в нескольких работах свидетельствует о духовной, творческой зрелости авторов. Не в обиду другим выпускникам, несомненно, столь же ярким и талантливым, сегодня хочется рассказать именно об этих дипломах.
Мария Макарова представила графическую серию «Братья Карамазовы». В пяти монохромных листах девушка не иллюстрирует фабулу одного из самых сложных романов мировой литературы. Она, свободно обращаясь с формой, передает свои ощущения от ключевых событий в духовной жизни героев Достоевского. Думаю, нет необходимости объяснять, насколько сложна эта задача, скольким известным, опытным людям она оказалась не по плечу…
Екатерина Климова выбрала для диплома библейский сюжет (ее работа так и называется). Иисус Христос изображен во время вечерней молитвы под сенью могучего древа. Большой холст решен в традициях монументального искусства, в плоскостно-декоративном ключе; мелкие детали помешали бы восприятию композиции в целом. Силу молитвы, мощь духа автор передает, в основном, через сложные взаимоотношения больших пятен насыщенного локального цвета. Так, с красным тоном заката «беседует» голубой в одеянии молящегося Христа.
Триптих Анастасии Кельциной назван кратко – «Вагнер». Рязанское художественное училище носит имя этого выдающегося искусствоведа. Георгий Карлович Вагнер (1908-1995), уроженец г. Спасска, выпускник и преподаватель РХУ, внес неоценимый вклад в изучение древнерусской архитектуры, в том числе наследия Рязанской земли. Студенты училища изучают его жизнь и деятельность, принимают участие в конференциях, посвященных знатному земляку. Анастасию Кельцину потрясли воспоминания ученого: Георгий Карлович много лет провел в сталинских лагерях.
Центральная часть монохромного (живописного) триптиха – это портрет Вагнера-арестанта, босого, в полный рост. Светлый силуэт на темном фоне перекликается со светлыми же линиями орнаментов древнерусской архитектуры на боковых частях. Композиция триптиха дает возможность множества трактовок. Одна из них: мученик, пострадавший за любовь к церковной архитектуре, среди реликвий, которым подарил бессмертие.
Современная жизнь нашего края столь же глубоко волнует молодых художниц (дипломы по живописи защищали 14 девушек и один юноша). Евгения Кремнева в замечательной по живописи работе «Лесопилка» отразила последствия страшных пожаров 2010 года. Поздний вечер за городом: в темноте возвышается огромная страшная бесформенная гора – это свезенный на переработку горельник. Какими маленькими и беспомощными кажутся на этом фоне люди; силуэты их видны на фоне освещенного входа в лесопилку, напоминающую пещеру. Работа – символ, предостережение…
Наконец, столь редкое для Рязани высказывание на остросоциальную тему – маштабный холст Марии Сивковой «На ПМЖ». Думаю, многие проходили мимо толпы переселенцев и гастарбайтеров у здания миграционной службы на улице Ленина. И что греха таить, большинство прохожих смотрит на массу мигрантов настороженно.
Марию Сивкову как мыслящего художника привлек восточный людской муравейник, струящийся среди старинной европейской архитектуры городского центра. Она решила посмотреть на это явление с другой стороны – в прямом и в переносном смысле. Отважно вошла внутрь двора и стала писать переселенцев оттуда: выход на улицу Ленина (а образно – ворота в наш мир) оказался на дальнем плане. И по мере работы над темой читаемое в эскизах настороженное отношение к мигрантам сменилось сочувственным.
Нелегкая судьба, тревожное ожидание будущего – в пластике каждой фигуры, в деталях, в выражении лиц. По представленным эскизам видно, как индивидуальные черты героев творчески перерабатывались, постепенно появилась та степень обобщения, что свойственна художественным произведениям. Это необходимо, чтобы «поднять» «репортажный» сюжет с приметами сегодняшнего дня до эпического уровня, до вечных тем мировой живописи и литературы.
Авторы столь зрелых работ должны быть не только талантливыми, профессиональными художниками, но и думающими, образованными, духовно развитыми людьми. Над этим работают все педагоги училища – и сегодня можно поздравить их с большим успехом.