17:21 МСК
Четверг
28 / 01 / 2021
1441

Очарованные песней

Традиция хорового исполнения на Рязанщине бережно хранится и продолжается
На первом плане – солисты хора Марина Краснова, Николай Бойцев, Татьяна Синельщикова
На снимке: На первом плане – солисты хора Марина Краснова, Николай Бойцев, Татьяна Синельщикова

Открытие и закрытие Олимпиады и Паралимпиады в Сочи, во время которых четыре раза прозвучал Гимн России, перевернули представление многих любителей песни о хоровом пении. Казалось бы, официальная, слышанная тысячу раз мелодия. Но всякий раз она звучала по-новому и брала за душу. Хоровое пение – одна из наших давних традиций, которая поддерживается тем обстоятельством, что русского человека, как говорится, хлебом не корми, а дай ему спеть.

Один из лучших самодеятельных хоров Рязанской области, заслуживших почетное звание «народный», – хор Полянского сельского Дома культуры Рязанского района «Околица». Руководит им опытнейший специалист Валентин Алексеевич Рябышев, у которого в прошлом году был полувековой юбилей творческой деятельности и который вывел в «народные» не один коллектив. Недавно хор «Околица» выступал в составе Тысячного сводного хора Рязанской области на торжестве у Успенского собора в Рязанском кремле в честь Дня славянской письменности и культуры.

Решив написать об этом незаурядном творческом коллективе, я недавно отправилась в Поляны на его репетицию.

Не с бору да с сосенки

Первыми, кого там встретила, были, к моему первоначальному удивлению, не жители села, а приехавшие из Рязани Тамара Степановна Баклакова (до сих пор стоит в ушах, как певуче и звонко она назвала себя и сообщила, что сотрудничает с Рябышевым очень давно) и Николай Васильевич Бойцев… Он охотно поведал, что стал петь у Рябышева еще в 1972 году, когда тот руководил недавно созданным и ставшим вскоре широко известным ансамблем учащихся профтехобразования, пришел в училище прослушивать ребят и заприметил там заодно и мастера производственного обучения, который уже имел певческий опыт, когда служил в армии.

Сам Валентин Алексеевич приехал в Поляны на репетицию из села Варские, что неподалеку: там он живет. В хоре около 40 человек, и ему пришлось, как обычно, почти всех обзвонить, уточняя, будут ли на спевке. Разговаривая со мной, он наблюдает за прибывшими, приговаривая: «Эти пришли, а вот этих сегодня не будет: один на работе, другая с внуком сидит».

«Околица» под началом В.А. Рябышева существует около трех лет. В ее составе, помимо нескольких опытных рязанских исполнителей, верных ему еще со времен участия в ансамбле профтехообразования, есть и начинающие певцы из местных. Есть артисты из Солотчи, где Рябышев лет десять руководил хоровым коллективом. Приезжают к нему из Льгова и других поселений Рязанского района. Можно как будто сказать «с бору да с сосенки», то есть случайный народ. Но это не так: когда-то эти люди встретились с Валентином Алексеевичем в общей творческой работе и теперь следуют за ним, потому что именно при его стараниях, под его присмотром им поется от всей души.

… А люди на репетицию прибывают и прибывают. И как радостно, по-семейному встречаются, приветствуют друг друга! Некоторые уж слишком активные, и Валентину Алексеевичу приходится их «струнить»: «Ну угомонитесь вы наконец, у нас же гости, корреспондент…»

Такое богатство – мужчины!

Рекомендуя мне съездить в Поляны, в министерстве культуры области сделали вот такой акцент: в хоре «Околица» довольно многочисленная мужская группа, что не всегда бывает даже в профессиональном коллективе.

На «моей» репетиции присутствовало четверо мужчин: чуть больше половины нынешнего состава группы и значительно меньше состава недавнего – из хора по возрасту ушли два ветерана.

– Хороших мужских голосов в Полянах много, – говорит мне В.А. Рябышев. – Был у меня на этот счет разговор с главой нашей администрации Жанной Валентиновной Ташновой, и я ей сказал: «Если бы все они согласились у меня петь, можно было бы создать отдельный мужской хор». Но не все так просто. Кто-то петь любит, а на сцену выходить боится. Другие ссылаются на занятость, третьи говорят, что приходить два раза в неделю на репетицию для них обременительно… Один ко мне является, а я ему: «Что же так долго раздумывал? Я тебя уже год жду».

Ценны в хоре, конечно, не только мужские голоса, но и женские. Еще как бывают ценны! Есть одна исполнительница – Людмила Михайловна Пискунова, которую Рябышев называет «держало» и ставит на проблемные в данный момент фланги хора.

В женской группе около тридцати голосов: сопрано первое, сопрано второе, альты. У мужчин преобладают тенора. Есть обладатели баритона – например, отсутствовавший на репетиции Дмитрий Васильевич Петрушин. Он – глава местного муниципального образования, полковник в отставке. С Рябышевым встретился, когда учился в Варсковской школе, а Валентин Алексеевич руководил в селе хоровым коллективом.

Итак, на сегодняшний день в хоре «Околица» пять голосов, пять партий, и почти все они всегда звучат в исполняемых произведениях, очаровывая слушателей. Был еще бас. Но он не прижился. Потому что, как я поняла, «тянул одеяло» на себя, а хор – творчество коллективное.

Как радостный для себя момент Рябышев отмечает, что один из молодых исполнителей, который колебался, быть ему в хоре или не быть, потому что работа у него «разрывная», после участия в Тысячном хоре и того внимания и восхищения, которые почувствовал от зрителей, решил стать участником певческого коллектива.

– Чтобы давать большие серьезные концерты, – размышляет В.А. Рябышев, – не меньше десяти мужских голосов надо иметь. И я этого добьюсь.

Всеобщее достояние

Теперь о том главном, в чем и руководитель, и весь хор стараются проявить и выложить себя до конца, – о песне, а точнее выразиться – о репертуаре. Одна исполнительница прочувственно сказала: «Валентин Алексеевич такую песню может подобрать, такую…»

В репертуаре хора самые разнообразные произведения: лирические, патриотические, военные; старинные и современные; классические и эстрадные, но все они рассчитаны на отзывчивую народную душу. Есть те, которые можно назвать совсем уж родными – за их принадлежность к рязанской земле. Это произведения на стихи Сергея Есенина, сочинения Александра Аверкина, Александра Ермакова, Юрия Ананьева, Октября Гришина (региональный фестиваль в честь этого композитора, автора когда-то любимейших песен «Милая роща», «Восемнадцать лет», ежегодно проходит в селе Заокское, и «Околица», конечно же, в нем участвует), композитора и руководителя Рязанского государственного русского народного хора Евгения Попова.

Всего у Полянского хора около 80 песен. И так как все они родные, близкие сердцу, их стараются не терять. Бывает, что солист, исполнявший то или иное произведение, уходит из коллектива. Что же, его песню бросать? «Нет, репертуар надо беречь, – убежден В.А. Рябышев. – Песня – наше общее достояние».

«Тебя люблю, тебе и верую»

Когда все участники хора собрались, решили в качестве «наглядности» преподнести корреспонденту газеты небольшой концерт. Рябышев, как человек очень скромный, предварил его таким вступлением:

– В последнее время нас часто хвалят, может, не совсем заслуженно…

– Как это? – и в шутку, и всерьез возмутился хор. – Мы очень даже заслужили!

– Заслужили? – на всякий случай уточнил Валентин Алексеевич. – Ну ладно. Тогда споем.

И взмахнул рукой

Признаюсь, что вместе с восхищением первой из песен – «Дороги России» (солировала Тамара Баклакова) ощутилось, увы, что широта и звонкость ее не для данных стен. В Полянах нет здания Дома культуры, хору приходится репетировать в приспособленном для этого помещении, и голоса бьются в нем, как птицы в клетке. Потом ощущение несоизмеримости стало проходить. Хотелось слушать и слушать во всех удивительных вариациях «Степь да степь кругом». Очень органично в исполнении Натальи Анисифоровой (одной из новеньких в хоре) прозвучала шуточная песня «У хозяйки Дарьи». А когда Николай Бойцев своим проникновенным лирическим тенором начал песню Октября Гришина на стихи Сергея Есенина:

«Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую», –

а участники мужской группы, которых еще недавно Валентин Алексеевич «струнил», поднялись, повинуясь движению его руки, и подхватили песню, как молитву, истово и кротко, – вот тогда стало абсолютно ясно, что и теснота стен особенного значения не имеет…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 114 (4662) от 26 июня 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
По пути модернизации
В регионе о Скопинском автоагрегатном заводе все чаще говорят как о территории ускоренного развития
Юрий Евстифеев
Тертый калач и подкова на счастье
Проведите эксперимент: остановитесь где-нибудь в историческом центре любого города и посмотрите на окружающую архитектуру. Что видите? Элементы резного декора, колонны, купола церквушек, ...
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: