18:18 МСК
Четверг
28 / 01 / 2021
1593

Тертый калач и подкова на счастье

Проведите эксперимент: остановитесь где-нибудь в историческом центре любого города и посмотрите на окружающую архитектуру. Что видите? Элементы резного декора, колонны, купола церквушек, фронтоны купеческих особняков…

А теперь возьмите фотокамеру и взгляните на ту же картинку через объектив, как бы выстраивая кадр. Ничего не раздражает? Правильно – в окошке визира крест-накрест протянутые провода. Их такое количество, что кажется, будто вся архитектура и небо зашрихтованы. Картина в камере словно выявляет недостатки натуры. Такая аналогия невольно приходит в голову, когда сравниваешь заманчивые проекты и жесткие реалии внутреннего туризма.

Внутренний – значит свой, местный, по городам и селам России, который со всех сторон пытаемся сегодня рекламировать. Сколько речей по этому поводу сказано! Сколько конференций проведено! На одной из них, состоявшейся в городе Арзамасе Нижегородской области, недавно довелось присутствовать и мне. Из разных городов страны людей пригласили, чтобы поделиться достижениями в развитии внутреннего туризма. Речи на пленарном заседании были соответствующие – журналистов и туроператоров призывали лучше присмотреться к красотам малых городов и понять, что прекрасный отдых возможен и в России. Никто не возражал. Но после теоретической части, как известно, наступает практическая. И что самое обидное для пропагандистов отечественного турпродукта, начинается она с бытовых мелочей. Заходит, допустим, турист в номер, где в двух отсеках по числу кроватей должно размещаться 5-6 человек, а в туалетной комнате нет внутренней защелки. Все на доверии. Кроватей в комнатке понаставлено столько, что пройти между ними можно, только вытянувшись в струнку. На самом видном месте висит прейскурант «за порчу имущества»: от штор до стакана.

Так и кажется, что смотрят на тебя с подозрением, опасаются убытков. Перечень любезно предоставляемых услуг не соответствует заявленным в программе пребывания. Проснулся утром – к тебе тотчас комендант: «Расчетный час у нас в восемь утра, освободите номер». А до поезда еще 18 часов… И ведь это не обычные туристы понаехали, а люди, которых специально привезли показывать лучшие образцы организации отдыха. Иначе зачем вообще устраивать пресс-туры? Можно собраться и в загазованной Москве или вообще в социальной сети.

Недостатки, недочеты, мелочи. Можно закрыть на них глаза. Не сахарные, не растаем. Неработающий сливной бачок в туалете починили по первому зову. Будем раздувать проблему? Я в общем-то не в претензии, потому что знаю: так у нас везде. Арзамасцы в плане сервиса стараются не хуже москвичей или ярославцев, но выше среднего уровня подпрыгнуть трудно. На мелочи нас как-то не хватает, мы сильны гигантскими проектами. Чтобы иностранцы увидели и упали от изумления. Как на Олимпиаде в Сочи. А уж нашим людям не привыкать к поговорке «Извините, гости дорогие, чем богаты, тем и рады».

Все неудачи с внутренним туризмом у нас происходят оттого, что мы его организуем для своих. Не в смысле – для блатных, а в смысле – для обычных рядовых граждан. А если бы организовывали для «чужих» – разных там финнов, немцев и шведов, то все бы из штанов повыпрыгивали. Но шведы и немцы почему-то не едут. Наверное, рассуждают логически: раз вы для себя ничего не хотите делать, с какой стати будете делать для нас? Они же чистые прагматики и хорошо знают, что уважение к другим начинается с уважения к самим себе. А когда целую делегацию выгоняют чуть свет из комнат кормить комаров, ну о чем тут можно говорить…

По цифрам вроде бы все благополучно. Количество «внутренних туристов» растет. Но даже член общественного совета Ростуризма на форуме усомнился в правильности статистики: «Ищем эти миллионы человек по всей стране и никак найти не можем».

Изменят ли ситуацию конференции и «круглые столы»? Не спешите отрицательно качать головой. Всякая конференция – это красивая оберточная бумага. Самое интересное начинается в кулуарах. На лавочке под окнами пансионата туроператоры охотно делились трудностями. Причем многие из них можно решить легко и быстро. Например, мне назвали музей российского значения в Рязанской области, который наотрез отказывается принимать туристов по выходным. Его двери открыты только в будни, когда туристов нет. Другие музеи отказываются лишний час подождать припозднившуюся группу. Все работники собираются и уходят домой точно по часам. Гибкий график – для них обуза. Скажу честно, обидно было слышать это от людей, которые сами влюблены в рязанские достопримечательности и горячо их пропагандируют.

 Современный туризм технологичен. Непривлекательных территорий не бывает, говорили туроператоры. Если достопримечательностей нет, их нужно придумывать. Как придумали Деда Мороза в Великом Устюге или Бабу-Ягу в Кукобое. А в Рязанской области все, что надо, уже есть. Остается приложить немного фантазии. «Был у нас один тур, в программе стояло: «посещение Коломенского хлебокомбината и Старожиловского конезавода». Люди пожимали плечами и не ехали, – рассказал мне представитель московской турфирмы. – Тогда мы просто сменили название: «Коломна – Рязань: тертый калач и подкова на счастье». Народ валом повалил».

Побольше бы нам еще креатива в бытовых мелочах!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 114 (4662) от 26 июня 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Очарованные песней
Традиция хорового исполнения на Рязанщине бережно хранится и продолжается
Татьяна Банникова
Бросаем курить!
В регионе продолжается акция «Лето без табачного дыма»
По материалам официального сайта Правительства области
Читайте в этом номере: