Кто кому кем приходится?
Перед заключением договора с туристическим агентством убедитесь, что это агентство имеет положительную репутацию в сфере оказания туристических услуг. Участниками правоотношений в сфере туризма являются: турист, заказчик туристского продукта, туроператор и турагент. Отличия турагента от туроператора в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 123-ФЗ (далее Закон) таковы:
Туроператорская деятельность (туроператор) – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.
Турагентская деятельность (турагент) – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Выбираем агентство
Итак, как же правильно выбрать турфирму?
– При заключении договора тщательно изучите, какие именно услуги входят в стоимость путевки, – разъясняет Олег Егоров. – Особое внимание обратите на наличие стенда потребителя в агентстве и внимание к клиенту в целом. В договоре должны быть изложены причины, по которым вы можете вернуть деньги, условия компенсации в случае морального или иного вреда. Лучше всего не подписывать договор сразу, а взять его с собой, проконсультироваться с юристом либо изучить его самостоятельно. Это поможет вам избежать ряда неудобств.
Кстати, будьте внимательны, если сотрудники организации в целях гарантирования надежности турфирмы показывают вам лицензию, ведь лицензирование турагентской деятельности отменено с 1 января 2007 г. Поинтересуйтесь, проходила ли фирма добровольную сертификацию оказываемых услуг. Это условие не является обязательным, однако наличие сертификата фактически «повышает» статус турфирмы. Нелишним будет дополнительно посмотреть в Интернете отзывы потребителей об организации, которая предлагает вам тур. Разумеется, достоверную информацию через глобальную сеть получить удается не всегда, но все же, если отзывы лишь отрицательные, наверное, стоит задуматься.
Путевка – тоже продукт
Заключая договор, помните, что в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о реализуемых услугах (туристском продукте), обеспечив возможность их правильного выбора.
– Туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта, – рассказывает Олег Егоров. – В соответствии с Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определен состав потребительских свойств туристского продукта, среди которых информация о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.
Непосредственно перед поездкой в турфирме необходимо получить информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране пребывания и возможном риске заражения инфекционными заболеваниями. Даже в таких известных курортных странах, как Турция, Египет, Греция, Италия, Таиланд и ряде других, существует реальная угроза заражения тяжелыми заболеваниями, как гепатит групп А,В; бешенство, холера, брюшной тиф, дифтерия, дизентерия, малярия. Именно поэтому перед вылетом в такие страны желательно сделать необходимые профилактические прививки. Имейте в виду, что прививки необходимо сделать заранее, в некоторых случаях за несколько месяцев до поездки.
Какие документы необходимы в пути?
Перед поездкой желательно сделать две копии всех важных документов (паспорт, кредитные карточки, водительское удостоверение, справки от врача и т.д.), один экземпляр нужно оставить дома или членам семьи, а второй взять с собой. Заранее подготовьте лекарства, которые необходимо взять с собой. Предварительно проконсультируйтесь у сотрудника турфирмы о разрешении ввоза медикаментов в страну отдыха.
– Отправляясь в путешествие, изучите особенности той страны, куда вы отправляетесь, – советует Олег Егоров. – К ним относят правила въезда в страну, место временного пребывания, обычаи местного населения, религиозные обряды, святыни, памятники природы, истории, культуры и так далее. Таким образом вам будет проще адаптироваться, кроме того, это поможет избежать конфликтов с местным населением, например, в странах исламского мира.
Памятки туристу
Заранее напишите все необходимые вам в путешествии телефоны: посольства, консульства и иных организаций, которые могут вам помочь в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
Отправляясь в путешествие, всегда будьте внимательны в толпе, не отставайте от группы (в случае, если вы едете с группой), старайтесь не брать с собой крупную сумму денег и не посещать самостоятельно незнакомые места за пределами маршрута турпутевки.
В поездке необходимо соблюдать ограничительные меры проживания, питания и культурного отдыха:
соблюдайте правила личной гигиены;
питание допускается только в специальных ресторанах, где используются продукты гарантированного качества промышленного производства;
для питья, а также для промывания фруктов и овощей должна использоваться только бутилированная и кипяченая вода;
будьте осторожны при контакте с животными, т.к. они являются источниками многих инфекционных и паразитарных заболеваний;
купание туристов разрешается только в бассейнах и специальных водоемах.
Если вас обманули
В случае обнаружения недостатков при оказаннии услуг необходимо обратиться к исполнителю (турагенту, туроператору) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, и предъявить одно из требований Законом РФ «О защите прав потребителей». Потребитель должен получить подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг (подпись на заявлении либо уведомление о вручении претензии).
– Необходимо подтвердить факт непредоставления вам той или иной услуги, – говорит Олег Егоров. – Так, например, если вам обещали вид на море и пляж в 30 метрах от отеля, а вы получили стройку за окном и дорогу к морю, идущую через горный серпантин, сфотографируйте это все – подойдут даже снимки, сделанные на мобильный телефон. А затем по приезде обращайтесь с претензией. Претензии к качеству туристического продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристического продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий. В случае неудовлетворения требования потребителю можно обратиться в суд.