Начнем, пожалуй, с первого – появления на съемочной площадке в Рязани Игоря Верника. Весьма примелькавшийся на телевизионных экранах актер принял приглашение сняться в сериале «А счастье где-то рядом» в роли обаятельного негодяя. Рязань и ее окрестности нередко становятся натурными площадками для съемок кино- и телефильмов. Достаточно вспомнить телесериал «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли или телепродукт под названием «Воротилы», к которому была привлечена даже французская кинозвезда Анни Жирардо.
В этом году своим появлением нас осчастливила съемочная группа сериала «А счастье где-то рядом». По сообщениям рязанских таблоидов, сверхзадача нового фильма – «заставить зрителей и посмеяться, и поплакать». Действительно, история о молоденькой девушке Тасе, мечтающей стать суперпрофессиональным судебным приставом (!), не может не тронуть чувствительную душу российского телезрителя.
Не знаю, является ли соответствующая силовая структура заказчиком данного телепродукта, но, судя по обилию весьма дорогостоящих звезд, средств на него уйдет немало.
Сергей Астахов, Ирина Лачина, Елена Сафонова и другие составили актерский букет сериала. И это по определению вызвало интерес рязанских СМИ: репортажи со съемочной площадки появляются если не ежедневно, то уж еженедельно точно.
Пишут обо всем: и о подаренной Ирине Лачиной иконе, которую самолично вышила ей одна поклонница из Рязани, и об условиях постоя съемочной группы в Солотче, и о переживаниях массовки по поводу того, как она будет выглядеть на телеэкране…
Но апогей наступил тогда, когда Игорь Верник, отыграв положенные ему по сценарию сцены, отправился на рязанский шопинг и приобрел в одном из магазинов Рязани самовар. Снимки счастливого актера с самоваром в обнимку опубликовали все ведущие рязанские таблоиды. Не остался в стороне и Интернет.
Возможно, эти фотки могут породить дискуссию: может, не Тула у нас родина самоваров, а косопузая Рязань, перехватившая, благодаря Вернику, этот весьма привлекательный бренд?
Надо отдать должное промоутерам сериала, сумевшим организовать правильную пиар-компанию своего телепродукта. Уж на территории отдельно взятой области России он точно будет пользоваться определенным спросом.
Смотрели же безруковского «Есенина», о котором бывший губернатор региона выразился по-военному четко: «Этот сериал замарал образ поэта». Или лицезрели весьма допотопных «Воротил» в надежде увидеть себя в кадре. И многие увидели и удивились – оказывается, мы играем не хуже Жирардо и Стаса Садальского. Вау, это круто! И поспешили на съемки «А счастье где-то рядом». Конечно, только ради того, чтобы увидеть себя, любимого.
Но довольно о сериале, художественную ценность которого мы оценим лишь при его просмотре на голубом экране телеканала «Россия». Возможно, он станет событием телевизионного года, а режиссер и продюсер отхватят какой-нибудь приз на «ТЭФИ», «Нике» или «Золотом Орле» (на двух последних есть номинации, специально предназначенные для сериалов).
Ведь отметило же жюри недавно прошедшего «Кинотавра» фильм Дмитрия Месхиева «Человек у окна». Веселые критики прикалывались над «веселой качественной телевизионной комедией» «про добрых людей» лишь до поры до времени, а точнее – до подведения итогов самого престижного отечественного киносмотра.
Совершенно неожиданно для шутников жюри отметило картину, вручив приз за лучшую женскую роль Марии Звонаревой. Это стало маленькой сенсацией фестиваля – все прочили приз Юрию Стоянову, поменявшему амплуа комика и смехача и выступившему в роли «маленького человека». Но высокое кинематографическое жюри не оценило маленький актерский подвиг Стоянова, присудив приз нашей Марии. Кстати, бывшая рязанская актриса даже не присутствовала на киносмотре в Сочи и узнала о своей победе от подруг.
Что ж, Мария Звонарева, действительно, удачно разрабатывает образ женщины с трудной судьбой. Особенно в фильме «Слушая тишину». В Интернете уже появились восторженные отзывы блоггеров, которые сравнивают Марию с Нонной Мордюковой. Конечно, то, что она, действительно, крепкая, профессиональная актриса – факт, не подлежащий сомнению.
Вообще, случай со Звонаревой – это еще один пример того, как может повернуться судьба артиста: из актрисы провинциального областного театра – в первую обойму весьма востребованных персонажей кинотелерынка.
Она весьма удачно снимается и в коммерческих постановках, и в авторском кино, и в сериалах. И зрительский взгляд всегда отмечает ее работу. В последнее время актриса явно тяготеет к психологической драме, в которой она могла бы раскрыться глубже и интереснее. Другое дело, что современное кинопроизводство не всегда дает такую возможность Марии.
Увы, но кино наше в основной своей массе подобно одноразовой посуде – пришел, увидел и забыл, как недопитый стаканчик с соком. И продюсеры делают все возможное и невозможное, чтобы завлечь, затащить и не выпустить зрителя из кинозала.
Пример тому – новый проект Константина Эрнста и Игоря Толстунова «Чужая». Два самых известных российских продюсера вложили свои личные сбережения в производство фильма по повести Владимира «Адольфыча» Нестеренко. В свое время «повесть о настоящих человеках» эпохи «малиновых пиджаков» – братках из соседнего государства – Украины, наделала много шума и даже вызвала споры в интеллигентной литературоведческой среде по поводу слишком частого применения автором блатной лексики.
Но ропот интеллигенции нам уже не указ, и в рекламном стикере продюсеры фильма дают следующее: «Мы эту мразь из г…а вытащили, а она, крыса, отблагодарила! Братыло, ты же ее не знаешь, тебя эта крыса прогрузила. Она же конченая, попадешь с ней под лед. Это – нерпа, ее в клетке держать надо, подальше от людей». Это высказывание украинских уркаганов относится к главной героине картины по кличке «Чужая».
Обилие ненормативной лексики, а также сцен насилия в фильме вызвало недовольство столичных прокатчиков. Они даже объявили бойкот новому проекту генерального директора Первого канала и пустили фильм ограниченным прокатом.
Другое дело – в другой России: в регионах фильм «Чужая» прошел широко. Так, в Рязани он демонстрировался и в «Малине», и в «Люксоре», и в «Дружбе». Вероятно, прокатчики рассчитывали, что скандалы вокруг ленты придадут ей необходимое зрительское внимание.
На днях, кстати, масло в огонь подлило обращение феминисток из нижегородского отделения общества «Женский конгресс». Эмансипированные женщины из поволжских поселений обратились к председателю комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Елене Мизулиной с требованием убрать скандальную картину с глаз долой, то бишь лишить ее проката.
Любопытно, чем руководствуются нижегородские феминистки: «Причина – оскорбление женщины, демонстрация ее как товара и как объекта насилия. Проститутки, которых вывозят работать за границу. Предложение «попутанить», которое слетает с уст главной героини как нечто само собой разумеющееся. Мы все это показываем в стране, которая и так плетется в хвосте движения женщин за защиту своих прав?
Создатели этого маскулинного «произведения» не постеснялись ради поднятия рейтинга своего фильма показать во всех подробностях сцену половых отношений героини и героя картины – показать откровенно, без зазрения совести, расчетливо остановившись на той зыбкой грани, которая отделяет эротику от порнографии».
В общем, зеркально повторяется ситуация с преды-дущим проектом Эрнста и Толстунова – пресловутой «Школой».
Правда, скандалы вокруг «Чужой» не повлияли на кассу кинопроекта – во всяком случае, в Рязани. Вместе со мной смотрели фильм с десяток зрителей. Скажу прямо: мне, например, сага об украинских бандитах и «кинувшей» их подружке показалась вторичной, скучной и малоинтересной. Никак не разделяю мнения коллег, что в лице «Чужой» нам представлен «мейнстрим с авторским лицом», или, что «это увлекательный, отлично сделанный жанр».
На протяжении всего сеанса меня не покидало ощущение, что авторы фильма попали не на свою территорию – для криминального фильма ему не достает остроты и драйва, он уныл и монотонен, для саги с философским уклоном и размышлениями на тему «как страна великая до такого ужаса докатилась» не хватает психологизма и тщательной прорисовки характеров персонажей – они статичны и весьма предсказуемы.
Фильм «Чужая» даже не доходит до уровня таких «шедевров» отечественного криминального «киночтива», как «Бригада» или «Бумер». Так и останется «Чужая» чужим фильмом на большой русской кинотерритории, а зритель наш будет брать билеты на очередную «Историю игрушек» или «Шрека», смотреть которого предлагал своей юной аудитории даже наш Президент.
Вообще, наше кино все больше напоминает отечественный автопром – и закрыть его жаль, и ездить, то бишь смотреть, не хочется. Лучше вновь посмотреть на газетный разворот с большим фото улыбающегося Игоря Верника с самоваром, а потом закрыть и забыть до новых информационных поводов, связанных с искусством кино. Или не кино.