Лозунг 80-х годов прошлого столетия «Экономика должна быть экономной» современные продолжатели дела Адама Смита восприняли и внедрили в жизнь в буквальном смысле. Экономят на всем. Стремятся получить максимальную прибыль с минимальными затратами. Особенно это видно в торговле.
В супермаркете покупателям заботливо предлагают упаковать продукты (в основном это касается овощей и фруктов) в полиэтиленовые пакеты. Пакеты в рулоне – тут же, у ящиков с помидорами, яблоками и бананами. Холодильники для этих продуктов, вероятно, не нужны. Заморская еда может храниться в обычных температурных условиях годами. Но коль доморощенных овощей в продаже почти нет (не выдерживают конкуренцию по ценам), приходится довольствоваться буржуазной едой.
Мои попытки воспользоваться услугой по упаковке успехом так и не увенчались. Положил я в пакет три яблока, пару бананов, и несколько груш. Вес покупки навскидку – килограмма полтора, а может и того меньше. Но до кассы товар донести не удалось. Пакет тут же порвался и фрукты рассыпались по полу. Пришлось собирать.
Продавщица сопровождает мои попытки достать закатившиеся под ящик яблоки фразой, дескать, пакеты стали делать никуда не годные, не берите их. Пришлось насыпать овощи в корзинку и купить большой, за три рубля, пакет у кассира. Кстати, во всех странах мира упаковка считается рекламной продукцией и раздается потребителям бесплатно, а в нашей стране, по крайней мере, в рязанских супермаркетах, на рекламе еще и зарабатывают.
Впрочем, экономят хозяева торговых сетей не только на упаковке, но и на кассирах. В рязанских магазинах редко встретишь картину, когда все кассы в торговом зале работают. Обычно из двух десятков кассовых машин покупателей обслуживают менее половины. Из-за этого выстраивается очередь. Стоять приходится долго. Часто наблюдал, как кассиры зовут на помощь друг друга разобраться с безналичным расчетом. Порой отстоишь очередь, а тебе говорят, что по безналу сегодня не обслуживают. А что делать, если все деньги на карте и в кармане нет даже мелочи? Впрочем, на многих пока еще торговых предприятиях пластиковые карты к оплате не принимают, лишаясь таким образом своего покупателя. Люди идут за товаром в магазины, где к ним поприветливее относятся.
В мелких сельских магазинчиках кооперативной торговли продавщица о товаре расскажет все. В небольшом придорожном сельмаге однажды наблюдал такую картину. Покупательница, недоверчиво разглядывая товар, спрашивает продавца: «А селедка, которую вы продаете, вкусная?»
Я предположил, что продавщица сейчас пошлет недоверчивого покупателя куда подальше. Скажет, что, мол, не пробовала и надоели уже со своими нелепыми вопросами. Но произошло обратное. Продавец начала взахлеб рассказывать о том, с каким аппетитом ее семья ест каждый день селедку с картошкой. И по ходу дала покупательнице парочку рецептов, как приготовить блюдо под названием «пальчики оближешь».
Мне кажется, что продавцам супермаркетов есть чему поучиться у своих сельских коллег из потребкооперации. Надпись на бейджике «продавец-консультант» еще не говорит о том, что вы получите подробную информацию о товаре и продавец покажет, как пользоваться дорогостоящей бытовой техникой. Однажды видел, как покупатель попросил продавца проконсультировать его по поводу эксплуатации мультиварки. На что услышал: «Зайдите в Интернет, там найдете подробную инструкцию».
В начале 90-х годов прошлого века пришлось мне побывать в командировке в Мюнстере. В рязанских магазинах тогда были пустые полки, продукты по карточкам отпускали. Поэтому в немецкие магазины мы ходили, как на экскурсию. Просто на товары посмотреть. Брали с полки какую-нибудь красочную коробку и снова ставили на место. Тут же подходили продавцы и интересовались, чем мы недовольны. Даже приносили со склада такие же, только другой расцветки коробки. Сопровождавший нас гид рекомендовал нам купить хотя бы небольшой сувенир. Если уходишь из магазина без покупки, это обижает продавцов. Мюнстер – деловой партнер Рязани уже на протяжении многих лет. Но мы почему-то так и не смогли перенять у немцев такие понятные всем вещи, как заботу о покупателе и культуру обслуживания.
По словам председателя Ассоциации защиты прав человека Олега Попова, жалобы на продавцов со стороны покупателей поступают юристам ассоциации десятками в месяц. С каждой ситуацией разбираются. Порой и в суде выясняют отношения.
А не лучше ли вспомнить еще один лозунг прошлого столетия «Человек человеку – друг, товарищ и брат». А прибыль от вежливого обращения с покупателями в кармане у «лавочников» только увеличится.