07:16 МСК
Среда
27 / 01 / 2021
1644

Доминирующая отрасль

Магазины потребительской кооперации удерживают прочные позиции в рязанских селах
Автор фото: Димитрий Соколов | Доминирующая отрасль
Фото: Димитрий Соколов.

Система потребительской кооперации Рязанской области является одним из основных партнеров органов государственной власти и местного самоуправления в решении социально-экономических проблем жителей сельской глубинки. Напряженный труд кооператоров способствует созданию новых рабочих мест, расширению рынка товаров и услуг, повышению качества жизни сельчан.

Сельчане дожили до того прекрасного времени, когда в обычном сельмаге приобретают те же товары, что и в крупном столичном супермаркете. Уже не надо брать отгулы на работе и мчаться на перекладных в Рязань или Москву, чтобы купить мягкого душистого хлеба, вкусной колбасы, деликатесной во все времена икорки и прочих вкусностей. Эти товары предлагают магазины потребительской кооперации. В Рязанской области их более семисот. В селах до сих сохранились и точки общепита. Таковых более пятидесяти. Если в Рязани обед в кафе обойдется в сумму более тысячи рублей, то в сельской столовой можно пообедать и за полсотни. Выпекают сельчане и свой хлеб, производят и безалкогольные напитки, и кондитерские изделия.

– В 2013 году оборот розничной торговли, доминирующей в потребкооперации отрасли, увеличился на полтора процента и составил почти 4 миллиарда рублей, – говорит председатель Рязанского облпотребсоюза Евгений Ланцов, с которым мы встретились накануне Международного дня кооперации. – За пять месяцев текущего года населению продано товаров почти на полтора миллиарда рублей, что превышает уровень прошлого года. Наибольшую долю в товарообороте занимают продовольственные товары.

Не все безоблачно в потребкооперации. Тревожит Евгения Степановича тот факт, что в последние год-два розничная кооперативная торговля вытесняется федеральными торговыми сетями. Свою деятельность они организуют с учетом современных технологий. Магазины строятся буквально за месяц, два. Оснащаются современным импортным оборудованием. Возводят свои мини-пекарни и перерабатывающие цеха. Обслуживание покупателей происходит быстро, и люди в них идут. Сейчас в районах области работают более 80 таких магазинов, в некоторых селах или небольших райцентрах даже не по одному.

– По данным мониторинга службы госстатистики, – говорит председатель облпотребсоюза Евгений Ланцов, – на начало 2014 года обеспеченность торговыми площадями в среднем по Рязанской области на одну тысячу жителей составляет к нормативу более 160 процентов. В Ермишинском районе – 243,9 процента, в Пителинском – 202,3 процента, а в Ухоловском – более 250 процентов. Цифры говорят о том, что не надо столько магазинов строить на селе. Они и сами прибыли не получают, и потребкооперации развиваться мешают. Но мы работаем в условиях рынка, поэтому ищем пути собственного развития.

Магазины, работающие по методу быстрого обслуживания, открываются и в потребкооперации. На сегодняшний день таких торговых точек 56. Более половины из них оборудованы современными узлами расчета. Покупателям уже не надо долго стоять в очереди, а продавцам – считать на калькуляторе. Кассовая машина считывает штрих-код товара и тут же показывает на мониторе стоимость и сдачу.

Чтобы строить современные магазины, пекарни, перерабатывающие цеха, нужны оборотные средства. Один из источников дохода – ярмарки выходного дня. Сараевское, Ухоловское, Михайловское, Старожиловское райпо вывозят свои товары в Рязань. Горожане рады свежей и вкусной продукции сельчан. За прошлый год потребкооперация заработала на ярмарках более 15 миллионов рублей.

Еще одна статья доходов – закупки продукции у населения с последующей продажей через магазины потребкооперации. Закупается картофель, овощи, фрукты, молоко, яйцо.

– Если раньше мы большую часть закупаемой продукции отправляли в другие регионы и даже на экспорт, – говорит председатель облпотребсоюза Евгений Ланцов, – то теперь вся закупаемая продукция перерабатывается на собственных предприятиях, реализуется в своей розничной торговой сети и на предприятиях общепита. Но закупаем не все подряд. Закупку мяса, например, сдерживает введенный технический регламент Таможенного союза о безопасности мяса и мясной продукции.

Требования регламента предусматривают, чтобы для убоя скота были оборудованы соответствующие помещения, обеспеченные холодильными камерами. У сельчан таких условий нет. Обычно они забивают домашних животных на своем дворе или в сарае. И продать свой товар потребкооперации теперь не могут. За нарушение требований Таможенного регламента предусмотрен штраф от 1 до 2 тысяч рублей.

Кооперативные организации региона, несмотря на возникающие проблемы, продолжают обслуживать жителей отдаленных и малонаселенных пунктов. Согласно утвержденным графикам, на село выезжают свыше 40 автомагазинов, где жители могут приобрести необходимые товары.

Руководство облпотребсоюза понимает, что в сложных рыночных условиях нельзя работать на старом оборудовании, на старых предприятиях, поэтому старается вкладывать средства в обновление материально-технической базы. За 2013 год в ее развитие инвестировано более 60 миллионов рублей.

Меняются не только здания и производственно-технологические помещения. Меняются и люди. В системе облпотребсоюза работает техникум, где готовят специалистов с учетом современных требований. На очном и заочном отделениях обучаются около 300 человек.

– Самый драгоценный наш потенциал – люди, – говорит председатель Рязанского облпотребсоюза Евгений Ланцов. – Кадры, работающие в потребительской кооперации области, стабильны. Многие специалисты отработали в системе не один десяток лет, награждены государственными и региональными наградами. А праздник для нас – возможность еще раз взглянуть на достижения, проанализировать проблемы и наметить пути совершенствования.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 121 (4669) от 05 июля 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Мода на вежливость – путь к успеху
Вячеслав Астафьев
«Доминант» на старте
В седьмой раз стартовал некоммерческий конкурс строительных компаний «Доминант-2014»
Валентина Севостьянова
Читайте в этом номере: