Во всем мире принято считать матрешку символом России. Наших футболистов, успешно выступавших на Euro-2008, с легкой руки итальянских журналистов стали называть «заводными русскими матрешками». Один из символов Зимней Олимпиады в Сочи – матрешка. Эта кукла так прочно закрепилась в нашем сознании, что, кажется, она существует на Руси испокон веков. Между тем первая матрешка появилась чуть больше ста лет назад под влиянием японской культуры; первообраз матрешки – японский божок.
Олицетворением «загадочной русской души» точеная деревянная кукла стала только в 1898 году, когда русский умелец Василий Звездочкин изготовил первую матрешку, а расписал ее художник Сергей Малютин. Игрушка представляла собой восемь кукол в виде девочек разных возрастов. Со временем появились разные виды росписи матрешек: хохломская, городецкая, палехская, семеновская, мезенская, гжельская и другие. Самая большая матрешка в России высотой в 1 метр родом из города Семенова, она состоит из 72 кукол.
Не забывают о матрешках и в Рязани. На Ореховом озере прошел необычный праздник – День матрешки. Девушки в русских народных костюмах из студии исторического танца «Белый балъ» рассказали об истории игрушки, традиционных видах росписи и даже провели мастер-класс для зрителей. Дети и взрослые смогли научиться росписи гуашью, а также создать свои собственные «бьюти-матрешки», наклеивая на картонную заготовку яркие вырезки из журналов. Готовую игрушку можно было забрать с собой на память или подарить студии «Белый балъ», которая уже создала целый коллаж из картонных матрешек. «Наши ребята не только танцуют, но и сами шьют костюмы и рисуют декорации. Поэтому такая творческая деятельность им только в радость», – говорит руководитель студии Анна Карпакова.
В наши дни никто не воспринимает матрешку как детскую игрушку. Теперь это не только забава: для россиян – отражение народного духа, для иностранцев – сувенир, который они стремятся приобрести на память о нашей стране. Но некоторые гости из-за рубежа становятся настоящими коллекционерами.
Антонелла Селвителла – молодая художница из Италии, заочно учится в РГУ имени С.А. Есенина. «Когда я впервые побывала в Москве на Красной площади – сразу же обратила внимание на матрешек в сувенирной лавке! – рассказывает девушка. – Меня поразила глубокая идея, заложенная в эту незамысловатую куклу. Внутри мамы-матрешки спрятаны матрешки-дети. Это настоящий символ материнства, воплощение крепкой семьи, где все вместе и рядом». Коллекционером Антонелла стала случайно. «Однажды перед Рождеством друзья-художники подали мне матрешек с портретами членов моей семьи. Мне так понравились эти куклы, что я решила покупать матрешек в каждом русском городе, где побываю. В моей коллекции есть матрешки, украшенные разной традиционной росписью, другие оригинальные куклы».
Действительно, каких только матрешек не бывает. Матрешки-политики, матрешки-рок-звезды, матрешки – зверюшки, матрешки-герои мультиков и фильмов…Словом, мастера готовы сделать на заказ все, что только пожелает ваша душа! Собственный дизайн матрешек разработали даже всемирно известные модные дома: Giorgio Armani, Dolce Gabbana, Versace, Prada, Gucci и др. Не остались в долгу и рязанцы. Своим опытом поделился рязанский мастер деревянных игрушек Андрей Игнатов: «Еще в студенческие годы мы с братом решили расписать несколько наборов матрешек, чтобы немного подзаработать. Тогда на Арбате продавалось много разных матрешек, и чтобы наши куклы не затерялись на их фоне, мы решили расписать свои матрешки нетрадиционным способом. Это был набор с портретами героев войны 1812 года. Самой большой матрешкой стал, конечно, Кутузов, а дальше – Багратион, Барклай-де-Толли и т.д. Тут пригодились занятия портретной живописью. Набор получился очень красивый, мы даже жалко было отдавать его заказчику».
В современной русской культуре деревянные игрушки не слишком популярны. «Как ни печально, но в наши дни к ним относятся исключительно как к сувенирам», – говорит Андрей. Впрочем, может, это не так уж и плохо? Матрешка не умерла, а перешла на новый уровень – она стала символом.
Марина Власова